Проникновение Дзэн-буддизма в Японию и его влияние на ниндзюцу

В популярной литературе по ниндзюцу нередко можно встретить утверждения, что самурайское военное искусство развивалось под влиянием Дзэн-буддизма, а ниндзюцу – под влиянием сюгэндо и эзотерического буддизма. Такое противопоставление совершенно неправомочно. Оно опирается на ложную концепцию противостояния культуры самураев и ниндзя, о чем ранее уже шла речь. В действительности ниндзюцу испытало огромное влияние со стороны Дзэн-буддизма, но об этом чуть позже. А сейчас – коротко о сущности школы Дзэн и его значении для боевых искусств Японии в целом.

   Начало распространения Дзэн в Японии совпало по времени с переходом власти в стране от родовой аристократии к военному сословию, которое остро нуждалось в новой идеологии и культуре. Дзэн отвечал запросам самураев. Поэтому покровителями дзэнских монахов стали главы таких военно-феодальных домов, как Нитта, Сиба, Уэсуги и даже сёгуны Минамото. Позже школу Дзэн активно поддерживали правители из рода Асикага.

   Вслед за признанием правящих кругов Дзэн-буддизм добился большой популярности в среде профессиональных воинов. Принятие Дзэн воинским сословием было закономерным. Суровые условия междоусобных войн, борьбы с киотоским двором и усмирения крестьянских восстаний требовали от самураев силы воли, самообладания и хладнокровия. Идеалом буси считалось не дрогнуть (внешне и внутренне) перед лицом опасности, сохранить способность трезво оценивать ситуацию. Самурай, несмотря ни на что, должен был идти прямо на врага, не отступая ни на шаг, не оглядываясь, не обращая внимания на своих соседей. Но как приобрести эти замечательные качества? Ответ самураи находили в учении и практике буддийской школы Дзэн.

   Проповедники Дзэн утверждали необходимость постоянной работы над собой, умения выделить суть любой проблемы, сосредоточиться на ее разрешении и, невзирая ни на что, идти к цели. Они учили невозмутимости и сдержанности – на поле боя и в повседневной жизни, что для заносчивых самураев было подчас нелегко, и главное – провозглашали достижение нирваны (состояния абсолютного покоя) прямо посреди сансары (земной юдоли).

   Особое значение для самураев имел акцент Дзэн на развитии интуиции, мгновенного интуитивного ответа на любое изменение ситуации. Дзэнская методика совершенствования сознания позволяла лучшим образом развить эти качества. Для иллюстрации значения интуиции для воина приведу один пример из жизни великого мастера фехтования Камиидзуми Исэ-но ками Нобуцуны.

   Однажды мастер, у которого было много врагов и завистников, возвращался домой поздно ночью. Вдруг он почувствовал надвигающуюся опасность. Не останавливаясь, Камиидзуми мгновенно обнажил меч и молниеносно очертил круг – и четверо злоумышленников рухнули к его ногам…

   Подобные истории часто встречаются в преданиях боевых искусств. Они призваны демонстрировать эффективность просветленного сознания, рождающегося путем дзэнской тренировки, в подготовке воина.

   Дзэн рассматривал бытие в существующем мире как иллюзию. Внешний мир эфемерен, он только проявление всеобщего Ничто, из которого все рождается и куда все возвращается. Поэтому наставники Дзэн учили не цепляться за жизнь и не бояться смерти.

   Множество историй, дошедших из феодальной эпохи, свидетельствуют о бесстрашии самураев. Так, в одном предании повествуется об одном князе, армия которого потерпела поражение в битве и была прижата врагами к пропасти. Не желая сдаваться на милость победителя, князь решил погибнуть, как подобает истинному буси. «За мной!» – вполголоса сказал он и бросился в пропасть. И все его самураи, ни секунды не колеблясь, последовали за господином…

   Еще одной стороной, привлекавшей самураев к учению Дзэн, была его кажущаяся простота. Ведь школа Дзэн не требовала от воина изучения многочисленных сутр, комментариев, трактатов. Истина, согласно учению Дзэн, не может быть постигнута из писаний. Только интуиция приведет к постижению «истинного сердца Будды».

   Для самураев было важно и то, что дзэнское учение было неразрывно связано с китайской культурой эпохи Сун. Через Дзэн они получили возможность приобщиться к последним достижениям континентальной культуры. Не случайно влияние Дзэн не ограничилось только сферой религии, оно явственно проявилось и в становлении нового канона в эстетике, определило ключевые направления развития японской литературы и искусства.

   Воспитание бесстрашия и умения мгновенно, без размышлений, выдавать правильный ответ на возникшую ситуацию не могли не привлечь внимание ниндзя, которым, по самой специфике их работы, приходилось то и дело сталкиваться с нештатными ситуациями, когда спасти жизнь могли лишь решительные и неординарные действия. В ряде легенд о ниндзя явственно просматривается влияние дзэнских методов тренинга на методику подготовки лазутчика-диверсанта. Познакомимся с некоторыми из них.

Кража фарфоровой черепахи.

…В старину жил один великий учитель ниндзюцу. У него было много учеников. Однажды посреди бела дня он приказал им:

   – Идите немедля и украдите для меня из фарфоровой лавки большую черепаху!

   Ученики поняли, что наставник хотел испытать их искусство, и с готовностью отправились исполнять приказ. Но дело было днем, а черепаха была большого размера, так что надеяться, что никто не заметит пропажу, было нечего. Долго бродили они вокруг лавки, но придумать способ украсть черепаху так и не смогли. Окончательно пав духом, они явились к наставнику с повинной.

   – До чего же вы бестолковы! – заявил в ответ учитель. – Ну что ж, видно, прийдется мне показать вам свое мастерство.

   С этими словами ниндзя направился к фарфоровой лавке.

   Ждать его возвращения пришлось недолго: вскоре на дороге показался учитель со взваленной на спину огромной фарфоровой черепахой. Ученики были поражены ловкостью мастера, но один из них, украдкой наблюдавший за наставником, заявил, что мастер попросту ее купил. При этих словах все захлопали в ладоши и засмеялись.

   Но тут вмешался сам учитель, спокойно сказавший:

   – Вот поэтому-то вас и называют недопесками. Вы все кричали: «Черепаха, черепаха!» Эта большая черепаха прямо-таки приковала ваше сознание, и вы не замечали ничего вокруг. Когда я вошел в лавку, я сначала украл десять маленьких черепашек и спрятал их в рукаве. Потом я спросил хозяина, сколько стоит эта большая черепаха, и затем просто предложил ему поменять ее на десять маленьких.

   Эта легенда во многом похожа на дзэнскую притчу. Она проповедует гибкость мышления. А следующая легенда ярчайшим образом демонстрирует дзэнский характер методики обучения ниндзя.

Учись на своей шкуре!

В старину жил один знаменитый ниндзя. У него был сын-недотепа, страстно желавший обучиться шпионской науке. Долгое время он приставал к папаше с просьбами преподать ему урок мастерства, и наконец наставник согласился. Прокравшись вместе с сыном в амбар усадьбы одной богатой семьи, ниндзя заставил его залезть в какой-то ящик, после чего запер его на замок, заорал: «Воры! Воры!» – и дал деру. Заслышав этот вопль, мальчик ужасно удивился и напугался. Но плакать не заплакал, да и звать никого не стал, а лишь лежал и проклинал папашу последними словами за его безжалостное обращение. Да и слуги, сами немало удивленные происшествием, пришли проверить амбар, но ничего подозрительного не заметили. Тем временем запертый в ящике незадачливый «ниндзя» стал царапать нижнюю доску ящика ногтями. Услышав этот скребущий звук, слуги сначала подумали, что это мышь, но звук все не прекращался. Некоторое время спустя они сообразили, что звук исходил из ящика, и, сорвав замок, открыли его крышку. Именно этого и добивался мальчишка, который, как только крышка была поднята, вскочил, как молния, и побежал что было духу. За ним с воплями «Держи вора!» понеслись слуги. Деваться было некуда. «Ниндзенок» метался из стороны в сторону, пока не добежал до колодца. Там он увидел большой камень и моментально придумал спасительную уловку. Схватив камень, он швырнул его в колодец. Камень с громким плеском с большой высоты грохнулся в воду. И слуги, услышав плеск, решили, что это вор нырнул в колодец, окружили его и стали искать веревки или лестницу, чтобы вытащить его на расправу. А мальчонка тем временем, счастливо избежав опасности, сбежал домой.

   Добравшись до дому, при виде отца он дрожащим голосом закричал:

   – Папа, как же ты жесток! – и разразился рыданиями.

   Но отец оставался невозмутимым и лишь спросил в ответ:

   – Как же ты сумел вывернуться?

   Мальчик, всхлипывая, изложил ему подробности побега, и тогда отец сказал ему:

   – Здорово! Вот это – введение в ниндзюцу. Понял?

«Злодейские шайки» Курода и объединение семей Хаттори и Оэ.

В эпоху Камакура в провинции Ига сложилось мощное объединение дзи-дзамураев (госи; некоторые историки относят его появление даже к концу эпохи Хэйан), которое вошло в историю под названием Курода-но акуто – «злодейские шайки сёэна Курода».

   Дзи-дзамураи, «деревенские самураи», представляли деревенскую верхушку. Они имели сравнительно большие земельные участки, которые обрабатывали частью сами, частью силами батраков, располагали оружием и создавали небольшие дружины из родичей и зависимых. В мирное время дзи-дзамураи пахали землю, руководили жизнью сельских общин, а в военное – нанимались на службу к более крупным феодалам.

   В то время в Ига было очень мало поместий знати. Почти вся земля принадлежала религиозным объединениям, среди которых выделялись буддийские монастыри Тодай-дзи и Кофуку-дзи и синтоистское святилище Исэ-дзингу. Самые большие владения были у Тодай-дзи. Они охватывали почти всю территорию Ига. Таким образом, этот храм был фактическим владельцем провинции. Воспользовавшись тем, что контроль со стороны Тодай-дзи был довольно слабым, местные дзи-дзамураи начали объединяться в шайки и принялись отщипывать земли от владений храма кусочек за кусочком. Во главе Курода-но акуто стояли два семейства – Хаттори и Оэ.

   Главой Хаттори в то время был Ясукиё, одним из первых ставший вассалом сёгуна Минамото Ёритомо. Как уже говорилось, он был старшим сыном Хаттори Иэнаги, во время войны Гэмпэй сражавшегося на стороне Тайра. В то время как его отец оказался в числе беглецов, подлежащих аресту, Ясукиё вовремя сообразил, откуда ветер дует, и принял нужную сторону. Благодаря этому он не только сохранил фамильные земли в Ига, но и сумел увеличить их, решительно подавляя все выступления против Минамото. Так, прознав, что в монастыре Сэндо-дзи, находившемся в деревне Ямадо уезда Аяма провинции Ига, укрылся Синода Сабуро Ёсихиро, один из сподвижников Кисо Ёсинаки – врага Минамото, он приказал своему родственнику Хаттори Хэйроку Масаами напасть на него. В бою Синода был убит, и Ясукиё отправил его голову в Камакуру, где находилась резиденция Ёритомо. За ретивость сёгун наградил его новыми землями. Как видим, у Ясукиё было прекрасное чутье на добычу, поэтому нет ничего странного, что именно он принял самое деятельное участие в коалиции дзи-дзамураев для борьбы с храмом Тодай-дзи.

   В то время в Ига была еще одна мощная военная сила – семья Оэ, члены которой на протяжении ряда поколений служили управляющими Тодай-дзи в Ига. Наибольшее влияние Оэ имели на юге провинции, куда они переселились из Кавати.

   Основателем рода Оэ считается Оэ Кунихира (951 – 1012). Он был знатоком изящной словесности, и его потомки служили преподавателями императоров. Немалые знания были у Оэ и в области военного дела. На этом поприще особенно прославился Оэ Кунифуса. А Оэ Хиромото занимал важный пост руководителя Главного административного ведомства сёгуната Камакура.

http://s45.radikal.ru/i107/1210/48/b75ece992322.png
Ниндзя обезоруживает врага при помощи палки. Рисунок по мотивам японских гравюр

Поступив на службу управляющих поместьем Тодай-дзи в Ига, Оэ со временем стали манкировать своими обязанностями и расхищать вверенное им имущество. Пока они преданно служили Тодай-дзи, у них были крайне напряженные отношения с бесцеремонными Хаттори. Но когда Тодай-дзи, обжегшись на произволе Оэ, попытался усилить контроль за своими поместьями в Ига, направив туда своих инспекторов, Оэ сорвали маску с лица и восстали против монастыря с оружием в руках. С этого времени прежние враги Хаттори и Оэ стали активно сотрудничать друг с другом и создали коалицию акуто.

   Поскольку Тодай-дзи, Кофуку-дзи и другие храмы придерживались принципов недопущения мирских властей в принадлежащие им поместья, политический и экономический контроль за положением в Ига со стороны сёгуната был крайне слабым и ограничивался номинальным назначением чиновников. Бакуфу не предпринимало никаких попыток для подавления там мятежных акуто. С другой стороны, инспекторы храмов, столкнувшись с активным противодействием «разбойных шаек», не смогли исполнять свои обязанности, и Тодай-дзи, равно как и все другие храмы, утратил практически все рычаги управления своими владениями в Ига. Все это позволило коалиции дзи-дзамураев подчинить себе почти всю провинцию, в результате чего у семей, исстари практиковавших ниндзюцу, появилась солидная экономическая и территориальная база.

   Объединение Хаттори и Оэ в единую коалицию имело большое значение для совершенствования складывающегося военного искусства ниндзя, поскольку каждая из этих семей имела богатые познания в области военного дела. Если воинская традиция клана Хаттори была тесно связана с ямабуси хэйхо, то представители семьи Оэ были специалистами в классической китайской военной стратегии.

   Важно отметить также, что объединение Хаттори с Оэ позволило им распространить влияние на провинции Кавати и Сэтцу, где находились старинные родовые поместья Оэ.

Кога и Ига – родина ниндзюцу.

Если поразмыслить о причинах возникновения кланов, занимавшихся ниндзюцу в уезде Кога, следует обратить внимание на два важных момента. Во-первых, в самом сердце Кога находится гора Иидзака, на которой издревле занимались своей аскезой последователи сюгэндо. Во-вторых, в древности уезд Кога входил в уезд Ига, поэтому многие семьи из Кога имели родственные связи с жителями Ига.

   Когда именно уезд Кога выделился из уезда Ига, точно не известно, но, вероятно, это произошло в эпоху Нара. В память о принадлежности к Ига новый уезд получил название, отличающееся только на один первый иероглиф, и посему в слове «Кога» нет никакого особого смысла. Но даже после выделения Кога в отдельный уезд Ига и Кога сохранили много общего в обычаях и культуре. И вообще, на протяжении всего периода феодализма в Японии эти две области были теснейшим образом связаны друг с другом. Например, в Кога большую роль играли семьи, связанные родственными узами со знаменитыми Хаттори из Ига, в частности, одна из 53 семей Кога так и называлась – Хаттори.

http://s018.radikal.ru/i516/1210/7c/73446b220f1b.png
Ига Уэно – родина ниндзя Ига

Традиции ниндзюцу Кога и Ига, как полагают японские историки, восходят к одному источнику, а именно – к ямабуси хэйхо. В Кога основным центром практики ямабуси была гора Иидзака, облюбованная отшельниками в глубокой древности. До отделения Кога от Ига это был единственный центр сюгэндо на севере Ига. Только позднее в 49 деревнях Ига появились храмы ямабуси, которые, согласно легенде, были построены Кукаем, основателем буддийской школы Сингон. Таким образом, военное искусство Кога и Ига, и ниндзюцу в том числе, как полагают, проистекает от ямабуси с горы Иидзака.

   Но в политическом отношении, начиная с эпохи Камакура, ситуация в Ига и Кога существенно различалась. В то время как в Ига коалиция дзи-дзамураев смогла потеснить буддийские монастыри и подчинила себе почти всю провинцию, уезд Кога после вхождения в провинцию Оми оказался во власти сюго этой провинции, обладавшего значительной военной силой. Поэтому дзи-дзамураи из Кога утратили свою самостоятельность и превратились в вассалов клана Сасаки.

   Первым сюго провинции Оми был Сасаки Садацуна, один из крупных военачальников сёгуна Минамото Ёритомо. Отец Садацуны в период войны Гэмпэй сражался в провинции Оми с Хиратой Иэцугу, сторонником Тайра, и сложил свою голову в бою. За подвиги, совершенные в сражениях с Тайра, Сасаки и получили пост сюго в провинции Оми, который стал передаваться из поколения в поколение в их семье.

   В конце эпохи Камакура главой рода Сасаки стал известный полководец Такаудзи, который известен больше под своим монашеским именем – Сасаки нюдо Доё. Он умело использовал шпионов, набирая их среди жителей Кога, и все более укреплял положение рода Сасаки. Начиная с этого времени кланы ниндзя из Кога стали действовать как единая организация под командованием Сасаки Такаудзи, и, по-видимому, именно к периоду его правления относится возникновение знаменитой коалиции госи из Кога, которая получила название «53 клана Кога».

По книге Горбылева М.А. "Ниндзя: боевое искусство".

Отредактировано Kanagawa Amegami (2012-10-25 08:02:32)