Вверх страницы

Вниз страницы
Вверх страницы

Вниз страницы





Hakuouki Shinsengumi Kitan: demons of the dark night

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Hakuouki Shinsengumi Kitan: demons of the dark night » Демоны ночи. История ниндзюцу » Ниндзюцу и современность


Ниндзюцу и современность

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Создание современной системы шпионажа в Японии.

Начиная с 1638 г. Япония официальным указом сёгуна была закрыта для всех иностранцев и сама абсолютно не интересовалась внешним миром. Неудивительно, что к середине XIX в. японцы имели весьма смутное представление о зарубежных державах. Кроме того, 250-летний мирный период правления Токугава, несмотря на разветвленную систему мэцукэ, отнюдь не способствовал сохранению и развитию традиций шпионажа. Многие школы ниндзюцу просто исчезли за это время, не говоря уже о том, что технический арсенал искусства «невидимок» безнадежно устарел: средневековые ниндзя не умели пользоваться радио, водить машины, говорить на иностранных языках и т. д. Лишь немногие специалисты из аппарата мэцукэ или охраны императора еще могли поделиться своими познаниями в области ниндзюцу. Однако эти традиции в то время рассматривались как проявление «варварского» наследия эпохи феодализма, и новые военные ориентировались исключительно на достижения западной военной мысли.

   Япония почти не имела опыта ведения широкомасштабного международного шпионажа, который был столь необходим ей в борьбе с западными державами. Известно, что японцы посылали своих агентов в Корею и Китай, но в новых условиях это не могло удовлетворить все потребности нарождающегося капиталистического хищника. Требовалось создать новую шпионскую организацию, которая смогла бы снабжать японских правителей, военных и заинтересованных капиталистических магнатов точной и полной информацией о положении дел в многочисленных зарубежных государствах.

   О становлении современной японской системы шпионажа к настоящему моменту написано немало. Одним из первых ее исследованием занялся известный политический деятель фашистской Германии Рудольф Гесс. Историю японского шпионажа он начинает с многочисленных дипломатических и торговых миссий в Европу и Америку. Эти миссии собирали детальные данные обо всех странах, выведывали экономические и промышленные секреты. Для учебы в Европу засылались квалифицированные специалисты, которых как «лопухов» допускали на важнейшие заводы, в конструкторские бюро. Гесс отмечал, что японцы стремились добыть любые ценные сведения в любой области: военной, политической, экономической и даже культурной, включая данные о привычках и наклонностях крупных армейских чинов или лиц, играющих важную роль в оборонной индустрии возможных противников.

   Шпионаж всегда был призванием японцев, подчеркивал он. В течение ряда поколений японцы шпионили друг за другом: сосед за соседом, братом за братом. Власти широко использовали как профессиональных агентов, так и добровольных осведомителей. В результате шпионаж настолько вошел в плоть и кровь японцев, что они занимаются им при всякой возможности, особенно находясь за границей. Отсюда Гесс сделал вывод, что любой японский турист или командировочный является потенциальным шпионом.

   Эти наблюдения Гесса делают понятным, почему при организации своей системы шпионажа японцы обратились именно к германской системе тотального шпионажа Вильгельма Штибера, шефа военной разведки канцлера Бисмарка.

   Вильгельм Штибер родился в мае 1818 г. в Саксонии в семье мелкого служащего. Намереваясь сделать из него священника, отец отправил сына изучать богословие в Берлин, но тот очень скоро забросил религиозные занятия и занялся юриспруденцией. На этом поприще молодой человек сумел сделать замечательную карьеру и вскоре стал одним из лучших берлинских адвокатов. Редактируя «Полицейский журнал» и будучи тайным агентом-провокатором, Штибер мог заблаговременно знакомиться с уликами против своих клиентов и выигрывал процесс за процессом. Но Штибер был честолюбив, карьера адвоката его не удовлетворяла. Он стремился к более высоким постам. Благодаря острому уму, умению использовать любую возможность, в 1850 г. он был назначен комиссаром полиции и вновь преуспел в работе.

   После отстранения от власти кайзера Фридриха Вильгельма Штибер временно покидает Германию и перебирается в Санкт-Петербург, где содействует реорганизации русской разведки и одновременно собирает разведданные для немецкой разведки.

   Работа Штибера получила высокую оценку начальства, и в 1863 г. он был представлен канцлеру Пруссии Бисмарку, который вынашивал планы превращения Пруссии в сильнейшее государство Европы и обеспечения ее господствующего положения. Первым шагом на пути к этой цели должен был стать разгром Австрии. Придавая огромное значение предварительной разведывательной работе, Бисмарк поручил это дело Штиберу. Такого случая талантливый шпион ждал давно и выполнил задание с блеском. На основании его отчета военное руководство Пруссии разработало план военных действий, которые завершились полным разгромом австрийцев в сражении при Садовой.

   В период подготовки к кампании против Австрии Штибер создал совершенно новую отрасль тайной полиции, которая стала предшественницей современной внешней разведки. Одновременно служба Штибера выполняла и функции контрразведки.

   При подготовке вторжения прусской армии во Францию в 1870 г. Штибер буквально наводнил эту страну своими агентами. Было учтено все: количество скота на фермах, сбережения сельских и городских общин, места нахождения складов оружия и боеприпасов, протяженность дорог, наличие транспортных средств и укреплений, дислокация войск, фамилии офицеров, их привычки и склонности и т. д. От внимательных глаз и ушей Штибера не ускользнуло ничего.

   По окончании франко-прусской войны Штибер приступил к созданию новой широко разветвленной заграничной шпионской сети. В качестве своих агентов он использовал буфетчиков, официанток, горничных, служащих в иностранных отелях, рабочих, бродячих немецких музыкантов, парикмахеров, женщин легкого поведения и даже аристократок. Вся Европа была опутана этой гигантской сетью осведомителей. Да и в самой Пруссии тайная полиция была вездесущей.

   Вскоре доктрина тотального шпионажа, сформулированная Штибером, получила широкое распространение во всем мире. От прусских офицеров, помогавших Японии создавать собственную регулярную армию, узнали о ее существовании японцы и направили к Штиберу для консультаций особую делегацию. Штибер был хорошим учителем и познакомил японцев со своей доктриной в деталях, ну а те, в свою очередь, оказались прекрасными учениками и вскоре смогли продемонстрировать «учителю» результаты выученных уроков.

   Во всю ширь японский шпионаж развернулся накануне и во время Русско-японской войны 1904–1905 гг. Япония готовилась к войне тщательнейшим образом. Японские шпионы наводнили Приморье, Маньчжурию, Северный Китай и Монголию. Группа офицеров Генштаба под видом инженеров работала на постройке Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Там же были сконцентрированы большие группы тайных агентов из числа завербованных китайцев, маньчжуров и корейцев, работавших на строительстве.

http://s019.radikal.ru/i609/1210/b3/f1ffed87cf69.png
Конные разведчики японской армии в Маньчжурии

Многие японские агенты, офицеры Генерального штаба, «специализировались» в качестве содержателей публичных домов и курилен опиума. Причем «японские» улицы таких городов, как Владивосток, Никольск и других, почти сплошь состояли из публичных домов. Шпионы скрывались под видом проституток и сутенеров. Они не гнались за деньгами, но вылавливали из портфелей и карманов посетителей важнейшие документы.

   Одной из самых распространенных среди японских разведчиков была профессия фотографа. Из «фотографов» особенно прославился некий Нарита, который занимался шпионажем во Владивостоке. Нарита специализировался на групповых снимках военнослужащих и брал меньше, чем другие. Поэтому желающих сниматься у него всегда было хоть отбавляй. Недели за две до начала войны он исчез из города, имея в багаже точнейшие сведения об офицерском составе гарнизона, задокументированные фотографиями и автографами незадачливых офицеров!

   Нередко японские шпионы скрывались под обличьем приказчиков магазинов, парикмахеров, лакеев, кучеров, коммивояжеров, точильщиков ножей, скупщиков старья… Особенно успешно орудовали «домашние брадобреи» на службе российских чиновников, генералов и дипломатов. В домашней обстановке они преспокойно переписывали и перефотографировали секретные документы, нередко хранившиеся совершенно небрежно.

   За какую только работу не брались японские шпионы! Известно, что подрядчиком по очистке нечистот в Порт-Артуре был помощник начальника 3-й японской армии! Частые поездки по городу этого «подрядчика», обычно сидевшего на ассенизационной бочке, оказались весьма полезными для японского командования. Когда 3-я японская армия генерала Ноги напала на Порт-Артур, ее офицеры были прекрасно осведомлены о каждом уголке крепости, включая расстановку кораблей на рейде, местонахождение мощных прожекторов, предназначенных для ослепления противника, и т. д.

   Японцы располагали большим количеством шпионов, в совершенстве владевших русским языком. Для их подготовки перед началом русско-японской войны в ряде японских университетов были открыты кафедры русского языка и литературы.

   Разведкой у японцев занимались: особое отделение Генерального штаба, отдел разведки военно-морского ведомства, информационная служба министерства иностранных дел, а также различные националистические «тайные» общества.

   Эти «тайные» общества были типично японским новшеством. Все они исповедовали идеи превращения Японии в гегемона на Востоке и божественного происхождения японского народа. Формально они не были тайными, скрывалась лишь их причастность к шпионажу. Так, уже в 1879 г. было создано общество «Гэнъёся» – «Общество черного океана». «Гэнъёся» открыто пропагандировало идеи захвата Китая, Кореи, российского Дальнего Востока и тайно вело шпионаж против России.

   Создание «Гэнъёся» положило начало организации других националистических обществ, внешне имевших различные предназначения, но втайне ставивших одну-единственную цель – выявлять уязвимые места у китайцев и русских, вести подрывную и разведывательную работу на их территории, готовить почву для японского вторжения.

   В 1898 г. два небольших общества, возникших вскоре после «Гэнъёся», объединились и образовали Восточноазиатское общество единой культуры. Официально его целями были выработка и распространение единой системы письменности для японо-китайского сближения. Деятельность этого общества ограничивалась территорией Китая.

   В Шанхае японцы основали школу, известную как колледж Тун Вэня. Она готовила своих слушателей для работы в качестве тайных агентов в Восточной Азии. К 1908 г. колледж закончили 272 человека, которые затем были направлены на работу в Китай, Бирму, Индию и на Филиппины. Колледж продолжал свою бурную деятельность до самой капитуляции Японии в 1945 г.

   Самым значительным из всех японских националистических обществ было Кокурюкай – «Общество черного дракона», основанное в 1901 г. Утидой Рёхэем. «Черный дракон» – это японское название реки Амур. В самом названии этой организации содержался намек на его главную цель – вытеснить русских за Амур. Вся деятельность Кокурюкай была направлена на войну с Россией, цель его работы заключалась в обеспечении успеха японской армии при помощи своих шпионских сетей. Все создатели Кокурюкай имели опыт шпионажа в Азии. К 1944 г. Кокурюкай насчитывало свыше 10 000 членов. Его деятельность охватывала такие отдаленные друг от друга районы, как Россия, Северная Африка, США и Латинская Америка. Как и другие подобные организации, общество Кокурюкай имело ряд собственных учреждений. Так, в Токио ему принадлежали две школы, где проводилось обучение шпионажу. Подобная же школа существовала в Осаке.

   Формально японские националистические общества – Гэнъёся, Кокурюкай и другие – были негосударственными организациями и не зависели друг от друга. На деле же все они имели тесные связи с правительством и между собой и проводили единую политику, направленную на установление господства Японии в Азии, а затем во всем мире. Они оказывали постоянное сильное влияние на сторонников агрессивного курса в Японии, помогали тем, кто сочувствовал их целям занять высокие посты в правительстве и армии, устраняли их противников – политически или физически.

   Своих членов националистические общества вербовали среди представителей различных социальных слоев. Например, членом Кокурюкай был премьер-министр Хирота. Основным требованием к членам была беззаветная верность. Именно замечательная преданность членов привела к тому, что деятельность этих организаций за пределами Японии стала весьма значительной и опасной для других стран, в первую очередь для России. Агентам не обещали никаких наград, да они и не рассчитывали на это, считая, что их наградят боги. В националистические общества входили многие военнослужащие, работники официальной службы разведки. В свою очередь, националистические общества отдали разведке многих своих лучших агентов.

   Все агенты националистических обществ проходили курс обучения в специальных школах, где они изучали иностранные языки, методы конспиративной работы, а также дзюдзюцу. Возможно, некоторые из них осваивали определенные приемы и из арсенала ниндзя.

   С началом русско-японской войны большинство японских агентов покинули вражескую территорию, и с этого момента основной ударной силой японского шпионажа стали наскоро обученные китайцы, монголы и корейцы. Это сильно снизило качество работы, но в условиях использования колоссального количества агентов и почти полного попустительства русской контрразведки все равно обеспечило японскую армию необходимыми данными.

   Разведка внесла огромный вклад в победу Японии в русско-японской войне. Например, французский корреспондент Людовик Нодо так оценивал деятельность японских шпионов: «Если бы меня после моего 10-месячного пребывания в Маньчжурии спросили, чем объясняю я… тот успех, который японцы одержали над русскими, то я ответил бы: японцы знали, а русские не знали».

   По оценкам специалистов, ни в одной из предыдущих войн шпионаж не применялся в столь широких масштабах, как в Русско-японской войне 1904–1905 гг. В 1904 г. на разведывательную деятельность против России японцы истратили более 10# всех средств, ассигнованных на войну. В результате японцы постоянно на шаг опережали русские войска. Например, о готовящемся кавалерийском рейде на Инькоу генерала Мищенко штаб фельдмаршала Оямы был осведомлен по крайней мере за две недели до того, как об этом узнали русские части, которые должны были принять участие в налете.

   Хотя японский шпионаж в период русско-японской войны и по размаху, и по организации сильно отличался от старинного ниндзюцу, анализ методов добывания сведений, которыми пользовались рядовые японские агенты, показывает, что в ряде случаев они использовали традиционные уловки ниндзя. Приведем несколько примеров.

   В одно селение, где был расквартирован Н-ский полк, пришел фокусник-китаец, который оказался замечательным мастером своего дела. Его выступление немало потешило солдат и офицеров, и они щедро одарили его деньгами. Однако фокусник попросил еще написать ему рекомендацию и заверить ее полковой печатью, чтобы ему было легче пройти в расположение других военных частей. Просьба китайца была удовлетворена. Постепенно он переходил из одного селения в другое, где стояли воинские части, и в каждой после представления получал рекомендации с печатями. В результате этого «турне» японский шпион собрал документальные данные о расположении ряда частей русской армии, скрепленные полковыми печатями…

   Для передачи сообщений японские шпионы применяли следующую уловку. Нарядившись уличным торговцем, агент нес в корзине товары различных цветов. Каждый цвет обозначал определенный род войск, а мелкие предметы – различные виды оружия: трубки – тяжелую артиллерию, папиросы – полевые пушки. Количество предметов точно соответствовало количеству того или иного вооружения на данном участке фронта. Кроме того, на товарах мельчайшими иероглифами делались записи, которые по отдельности ничего не значили, но собранные воедино составляли шпионское донесение.

   Основную проблему передачи информации через линию фронта японские шпионы решали вполне традиционным способом – при помощи сигнальных огней, флажков, солнечных зайчиков. В принципе все эти методы были прекрасно известны средневековым ниндзя. Большинство из них описаны, например, в «Сёнинки». Однако мы точно не знаем, обучали ли им своих агентов – по большей части китайцев, корейцев и маньчжуров – японские инструктора, и если да, то откуда сами они почерпнули эти знания, или же это было просто проявлением находчивости китайских осведомителей.

   Никаких точных данных о задействовании в шпионаже ниндзя, натренированных по старинной методике, пока не найдено. Однако в истории японского шпионажа 20 – 40-х гг. XX в. встречается по крайней мере одна фигура, весь образ действий которой наводит на мысль о знакомстве с методами ниндзюцу. Речь идет о генерале Доихара Кэндзи (1883–1948), который сначала был руководителем японского шпионажа в Китае и Маньчжурии, потом был назначен начальником всей системы японского военного шпионажа, в 1938–1940 гг. командовал Квантунской армией, в 1940–1943 гг. состоял высшим военным советником при императоре Хирохито, в 1944–1945 гг. командовал японской группировкой в Сингапуре. После войны Доихара был приговорен к повешению за распространение наркотиков в Маньчжурии и зверства.

   Доихара Кэндзи был фигурой чрезвычайно таинственной. Это был человек маленького роста, склонный к полноте, носивший усики «а-ля Чарли Чаплин» и в совершенстве владевший фехтованием мечом. По свидетельству сотрудников, он был в состоянии в весьма короткий срок похудеть или пополнеть на 10 кг и умел столь изумительно преобразиться, что даже ближайшие коллеги не могли его опознать. При этом Доихара обладал фантастическими лингвистическими способностями, в совершенстве владел 9 европейскими языками и 4 китайскими диалектами. На всех он говорил без малейшего акцента.

   Как Доихара попал в японскую разведку, точно не известно. По одной легенде, он якобы послал одному из японских принцев фотографии своей сестры, которая была замечательной красавицей, в обнаженном виде, сделал ее наложницей принца и через нее получил назначение на шпионскую работу в Китай в качестве помощника военного атташе в чине майора.

   В Китае Доихара завертелся как белка в колесе. Он стремился к практической реализации идеала «Азия для японцев», а для этого использовал весь спектр возможных тайных приемов: саботаж, подкуп, убийства, диверсии, развращение. По утверждению одного высокопоставленного китайского чиновника, «Доихара имел среди китайцев знакомых больше, чем любой китаец, занятый самой активной политической деятельностью».

   Доихара вступил в сговор с влиятельной политической группировкой Аньфу в расчете на ее поддержку в покорении Китая. Однако его ставка оказалась битой: возмущенный предательством и продажностью руководителей, китайский народ поднялся против правительства, а восставшие студенты осадили президентский дворец, где укрылся главный пособник японцев – президент Сюй. Сюй был страшно напуган, так как боялся, что студенты убьют его, но никто не мог ему помочь. В этой ситуации только Доихара сохранил спокойствие и способность соображать. Он решил спасти Сюя, чтобы еще больше усилить свое влияние на китайское руководство, а для этого воспользовался классическим методом ниндзя, имеющим колоритное название – какурэмино-но дзюцу – «уловка плаща-невидимки».

   Доихара спрятал Сюя в большую плетеную корзину, забросал его грязным бельем, завязал крышку, приказал двум слугам нести корзину за собой и направился прямо навстречу разъяренным студентам. Подойдя к ним, он поднял руку для привлечения внимания. При виде его невозмутимого лица толпа замолчала.

   – Если вы ищете президента Сюя, – крикнул он так громко, чтобы слышали все, – боюсь, вам не повезет! Я только что обошел весь дворец, но его нигде нет. А ну-ка, ребята, дайте пройти этим людям! Если у вас восстание, это еще не причина, чтобы белье не стирать!

   Его улыбка и несоответствие бельевой корзины всему происходящему подействовали на толпу. Студенты со смехом расступились, и носильщики беспрепятственно вынесли корзину из дворца, после чего Сюй укрылся в японском посольстве.

   Немало усилий Доихара приложил для установления контроля над Маньчжурией, которую японцы намеревались использовать в качестве плацдарма при завоевании Северного Китая. Однако в Маньчжурии имелся сильный и решительный руководитель – маршал Чжан Цзолин. В этой ситуации было принято решение о его физическом устранении. 4 июня 1928 г. киллеры Доихары организовали взрыв поезда Чжан Цзолина, при котором маршал был убит.

   После устранения Чжан Цзолина перед Доихарой встала проблема организации буферного марионеточного государства в Маньчжурии для прикрытия действий японской военщины. Для этого на трон нужно было посадить последнего маньчжурского императора Генри Пу И. Однако безвольный, робкий Пу И на сей раз наотрез отказался сотрудничать с японцами. Убить его так же, как Чжан Цзолина, Доихара не мог, так как это сразу бы обнажило японские агрессивные планы. Оставалось только каким-то способом заставить Пу И изменить решение. Что только не делали для этого Доихара и его ближайшая помощница – некая Кавадзима Ёсико, гениальная шпионка и, по некоторым сведениям, 10-я дочь принца Су из маньчжурской династии. Ни женские чары Ёсико, ни бомбы, подложенные в кровать Пу И, на него впечатления не произвели. Но в конце концов Ёсико сумела нащупать слабину: принц жутко боялся змей и испытывал к ним отвращение. Когда он увидел на своей постели гадюку, это произвело на него такое впечатление, что он тут же принял предложение Доихары.

   Весь этот эпизод с поиском «ключика» к Пу И не может не напомнить известное учение ниндзя годзё гоёку-но дзюцу – «метод использования пяти слабостей (годзё) и пяти желаний (гоёку) для манипулирования противником». Нужно отметить, что случай с Пу И не был чем-то особенным или выдающимся в практике Доихары. Напротив, он является типичным образцом его работы. Точно таким же образом Доихара подбирал «ключи» к другим нужным ему людям. Вот, например, как он завербовал чиновника Центрального банка Китая Хуан Шэня.

   …С завершением маньчжурского инцидента Доихара перенес свое внимание на северные провинции Китая. Первым делом он стал искать нужных ему людей среди лиц, занимавших высокие посты. Одним из них и был Хуан Шэнь, с которым японский шпион решил познакомиться лично.

   Но как подойти к высокопоставленному китайцу? Как добиться его доверия? Как проникнуть в потаенные мысли? Осведомители Доихары сообщили, что Шэнь – большой любитель золотых рыбок. «Вот и повод для знакомства!» – решил японец. За несколько дней он выучил названия и особенности 600 различных видов золотых рыбок, и поэтому, когда он «случайно» повстречался с Шэнем у пруда с золотыми рыбками неподалеку от храма «Небесный алтарь», ему было о чем поговорить с «подопечным». Разговор о рыбках стал поводом для знакомства: Доихара представился финансистом и покровителем изящных искусств Ито Сомо. После знакомства «Ито» и Хуан Шэнь стали встречаться у храма чуть ли не каждый день и постепенно стали лучшими друзьями. Однажды после разговора о привычках одного из видов рыб Хуан Шэнь признался, что у него есть еще одна страсть – женщины. Но, к несчастью, он испытывает финансовые затруднения и не может позволить себе в должной степени отдаться этому увлечению. Через день или два Хуан Шэнь получил подарок в 200 000 китайских долларов. Он удивился и поначалу отказался принять его, но Сома успокоил чиновника, да и соблазн был велик. Короче, Хуан Шэнь не устоял и попал на удочку Доихары. Через некоторое время он передал японцам план нападения на японскую речную флотилию, стоявшую на якоре в Ханькоу…

   Японский шпионаж накануне Второй мировой войны носил поистине тотальный характер. Японские агенты проникали во все страны, выведывали все тайны, готовясь к вступлению в войну за мировое господство. Подлинным триумфом японского шпионажа стало уничтожение американского флота на его базе в Перл-Харборе 7 декабря 1941 г.

   Во время боев в джунглях Индонезии и Индокитая японцы активно использовали специальные мобильные диверсионные группы, подготовленные к действиям во вражеском тылу, способные выживать в тяжелейших условиях. Уже через много лет после окончания войны эти группы произвели настоящий фурор: в периодической печати разных стран сообщалось, что они «продолжают выполнять неотмененные приказы своих начальников, полученные во время войны, ведя боевые действия». Особенно примечателен случай с лейтенантом Онода Хироо, который в течение 30 лет после капитуляции Японии вместе с несколькими подчиненными скрывался в джунглях филиппинского острова Лубанг, продолжая вести партизанскую войну. Когда Онода был обнаружен и разоружен, он рассказал о той специальной подготовке, которую прошел в диверсионной школе, с 1944 г. находившейся в местечке Футамата: «Наша подготовка сильно отличалась от той, которую мы получили в офицерском училище. Там нас учили ни о чем не думать и лишь вести свои подразделения в бой, будучи готовыми умереть, если это необходимо. Единственной целью было атаковать силы противника и убить как можно больше врагов до того, как убьют тебя. В Футамата, однако, мы научились тому, что целью является остаться в живых и продолжать бой в качестве партизан как можно дольше, даже если это повлечет за собой такую ситуацию, которая в нормальных условиях рассматривалась бы как позор… Нас учили, что разрешается даже сдаваться в плен. Нам объясняли, что, став пленниками, мы должны давать врагам ложную информацию. На самом деле, мог наступить даже такой момент, когда мы сами должны будем позволить нашим врагам захватить нас… Практически никто не должен был знать о нашей службе нашей стране – такова была судьба тех, кто вел тайную войну».

   Аналогичная картина наблюдалась в начале 80-х гг. на Соломоновых островах. На острове Велья-Лавелья, по словам местных жителей, еще скрывались японские спецназовцы, не знавшие о давнем окончании войны. Министерством здравоохранения и социального обеспечения Японии была даже организована экспедиция для их отыскания.

   Подготовка этих подразделений не может не вызвать восхищения. Причем речь идет не столько о физической натренированности, сколько о невероятной психической закалке. Ведь просидеть в джунглях 30 лет в полном отрыве от внешнего мира и не сойти с ума – вовсе не шутка.

   Система подготовки японских диверсантов вызывает большой интерес у исследователей ниндзюцу. Школа в Футамата была филиалом центральной разведывательной школы Накано гакко (помимо «Школы в Накано», подготовкой разведчиков и диверсантов занимались также такие заведения, как Токуко – Особая высшая школа – и Бактериологический научно-исследовательский центр). По утверждению Кимуры Бумпэя, автора обстоятельного исследования системы подготовки японских диверсантов «Кёфу-но киндай борякусэн», опубликованного в 1957 г., в Накано гакко курсанты практически овладевали самыми разными методами и уловками ниндзя, но упор делался на традиционную психическую закалку.

   Планам милитаристов не было суждено осуществиться. В войне Япония потерпела полное поражение. После капитуляции деятельность всех националистических обществ была запрещена, многие их руководители, вместе с рядом работников официальных разведорганов, оказались на скамье подсудимых по обвинению в преступлениях против человечества. По новой конституции Страна восходящего солнца отказалась от вооружений и создания армии. Однако японская разведка не сгинула бесследно. Многие специалисты получили приглашение на службу в ЦРУ. Авторы некоторых работ по ниндзя предполагают, что в их числе было и несколько мастеров ниндзюцу. Туда же были вывезены архивы японских разведорганов…

Ниндзямания в Японии.

В то время как японское правительство было озабочено созданием эффективных разведорганов, массовое сознание японцев оказалось в плену у очаровательного образа «ночных невидимок» ниндзя.

   С конца позапрошлого века в Осаке существовало частное издательство «Татикава бунко». Оно специализировалось на дешевой развлекательной литературе – рассказах о похождениях самураев, знаменитых монахов, разбойников и т. д. Душой всего предприятия был старый профессиональный рассказчик Тамада Гёкусюсай, знавший тысячи занимательных сюжетов и обладавший выдающимся красноречием. Фактически издатели просто переносили на бумагу его замечательные рассказы. Первой книгой «Татикава бунко» стала книга «Дзэнский наставник на отдыхе», вышедшая в самом начале XX в. За ней последовали «Золотые ворота Мито», «Ивами Дзютаро», «Окубо Хикодзаэмон» и др. Эти книги пользовались большой популярностью, но постепенно объем продаж издательства стал падать. Требовалось найти нового героя, способного привлечь публику. И тут Тамаде вспомнились предания о знаменитых воинах Санады Юкимуры. В некоторых сказаниях упоминался ниндзя, который был прыгуч, словно обезьяна, и совершал невероятные проделки. Ну, чем не герой?! Но как его назвать? Феноменальная память Тамады напомнила ему, что на острове Кюсю у подножия горы Исидзути есть мост Сарутоби-хаси. Вот и имя для героя, ведь «Сарутоби» значит «прыгающая обезьяна». По замыслу создателей образа это должен был быть отважный воин, умный и преданный, короче, классический герой. По ходу дела он будет расправляться с отступниками, нарушившими заповеди ниндзя. Их подобрали из все тех же героев устных сказаний: Исикава Гоэмон, Ники Дандзо, Дзирая и другие. Так появилась на свет книга «Мастер ниндзюцу Сарутоби Саскэ». Она имела колоссальный успех. Тираж был раскуплен в мгновение ока. Жителям Осаки пришлись по душе деяния ниндзя-героя, защищавшего их родной город от врагов. К тому же книга была написана добротным языком и с немалой толикой юмора. Увидев такой успех «Сарутоби Саскэ», редакция «Татикава бунко» решила продолжать в том же духе. Так появились на свет десятки повестей о легендарных «невидимках»: «Сарутоби Котаро», «Маленький тэнгу Сарутоби», «Маленький тэнгу Санада», «Большие деяния ниндзюцу», «Ниндзюцу: буря в Эдо», «Маленький тэнгу Киритаро», «Дзинцу Котаро», «Ниндзюцу: сто обезглавленных», «Маленький тэнгу Касумигакурэ», «Похвальное ниндзюцу Саскэ», «Состязание в ниндзюцу», «Три героя ниндзюцу», «Ниндзюцу: Гэндзо из Набари», «Момоти Мицуёмару», «Четыре небесных царя ниндзюцу», «Мастера ниндзюцу в сборе», «Ниндзюцу: Кумогакурэ Рютаро», «Саруватари Торатаро», «Синдо Хэбимару», «Сиратацу Мондзюмару», «Момоти Хатиро», «Ниндзюцу: Фума Рютаро», «Муракумо Рютаро», «Тацумаки Кумохира», «Киригакурэ Дайдзо», «Тодзава Ямасиро-но Ками», «Состязание в ниндзюцу перед Тоётоми и Одой» и другие. Эти книги в начале XX в. стали любимым чтивом для миллионов японцев. Многие хотели быть похожими на легендарных героев. Возможно, отчасти поэтому японцы вступали в националистические общества, шли работать в разведку, наполняли залы боевых искусств. Во всяком случае, в Японии в тот период сложился благоприятный климат для развития шпионажа, который отнюдь не считался чем-то постыдным. Об этом свидетельствует, например, интерес японцев к экспозиции Токийского военного музея, где выставлены портреты и костюмы легендарных агентов времен русско-японской войны.

   Во время Второй мировой войны, когда американская авиация бомбила японские города, и после нее, когда разруха и хаос не оставляли времени на развлечения, а боевые искусства были под запретом, о ниндзюцу на некоторое время замолчали. Но ненадолго. С середины 1950-х гг. одна за другой стали появляться многочисленные книги о «воинах ночи» средневековой Японии. Особенно плодовитым автором оказался Ямада Футаро, написавший несколько десятков повестей о ниндзя: «Книга о нинпо Кога», «Книга о нинпо Эдо», «Книга о нинпо Хида», «Книга о нинпо куноити», «Книга о нинпо Внешнего пути», «Книга о лунном свете ниндзя», «Сокровищница вассальной верности нинпо», «Книга о нинпо Сингэна», «Книга о нинпо Приходящего с ветром» (в 2 частях), «Книга о нинпо Ягю» (в 3 частях), «Книга о мимолетном нинпо», «Книга о нинпо Побелевших костей скелета», «Книга о нинпо Ига», «Шпионская свастика», «Черт-меченосец – Будда Рама», «Веселый гадальщик», «Путешествие по миру злых духов» (в 2 частях) и другие. Его книги сильно отличались от изданий «Татикавы бунко». Здесь уже не было конфуцианской морали, утверждающей победу добра над злом. Зато было полным-полно эротических сцен, крови и мистики. С творчеством Ямады Футаро россияне могли ознакомиться по телепостановкам одной из книг этого автора – «Книги о нинпо куноити», которые появлялись на нашем видеорынке.

http://s019.radikal.ru/i607/1210/5a/9e6f8e7accfc.png
Реклама книг Ямады Футаро о ниндзя в журнале «Сюкан гэндай»

Выход книг Ямады Футаро совпал со второй волной «ниндзямании» в Японии. В 1950–1960 гг. на помощь писателям пришли кино и телевидение со своими колоссальными возможностями. На экране ниндзя стали летать, спрыгивать с невероятной высоты, мгновенно исчезать, превращаться в жабу или тигра, ходить по воде и т. д. В это время появляются такие сериалы, как «Шпионы-фехтовальщики», «Фудзимару – Мальчик-ниндзя», яркие трюковые кинофильмы «Синоби-но моно» и «Синоби-но моно 2», к постановке которых привлекался Окусэ Хэйситиро, «Замок совы» и «Нинпо куноити». Несколько позже на экраны вышли кинобоевики с участием замечательной группы каскадеров и мастеров будо под руководством Тибы Синъити (Сонни Шиба) «Момоти Сандаю» (прошел на российском телевидении под названием «Ниндзя правителя»), «Тень сёгуна» и другие; прекрасный сериал «Одинокий волк с ребенком» («Убийца сёгуна») с блистательным Вакаямой Томисабуро в главной роли и т. д. Публика, еще мало разбиравшаяся в тонкостях киносъемки, была очарована невероятными возможностями героев этих фильмов.

   В начале 1960-х гг. бум ниндзя в Японии достиг своего пика. По телевидению ежедневно шли сериалы о шпионах Средневековья, все кинотеатры показывали фильмы о них. Волна «ниндзямании» захватила практически все возрастные категории – от пожилых до малышей. В это время игра «в ниндзя» стала самой распространенной детской игрой. Исследователь Ямагути Масаюки отмечает такой факт: в январе 1964 г. все три крупнейших детских журнала Японии опубликовали специальные приложения с рассказами о похождениях ниндзя в виде комиксов. В прессе отмечалось, что первое место среди товаров, купленных в канун Нового года в подарок детям, занимали настольная игра с костями и фишками «Кога нинпо сугороку», электрический возвращающийся сюрикэн и игрушечное ружье «Ниндзя», выстреливающее сюрикэны.

http://s59.radikal.ru/i165/1210/57/d7ebb75d4fde.png
Страница одной из книг о ниндзя для детей

Многие дети хотели стать настоящими ниндзя и всячески подражали любимым киногероям. Было зарегистрировано несколько случаев, когда дети выпрыгивали из окон второго-третьего этажей и разбивались насмерть. Кое-где ребятишки подкладывали под колеса поездов гвозди, расплющивали их таким образом, а потом метали как сюрикэны или попросту вырезали звездочки из крышек консервных банок. Иногда такие сюрикэны выпускались и в живую мишень, например, в полицейского на соседней улице. Был зафиксирован даже случай, когда 13-летний подросток, одетый в полный костюм ниндзя, обвешанный звездочками, с мечом за спиной попытался перелезть через ограду императорского дворца в Киото. Когда охрана схватила его и притащила в полицейский участок, на удивленные вопросы он отвечал, что прекрасно знал, что дворец хорошо охраняется, и потому решил испробовать свое шпионское умение именно в этом месте.

   Нет ничего удивительного в том, что общественность стала выступать с протестами против раздувания «ниндзямании». В ряде японских городов образовательные комитеты приняли постановления, запрещающие игры «в ниндзя». С другой стороны, многие были не прочь погреть руки на интересе широкой публики. По утверждению Ямагути Масаюки, к 1961 г. на тему ниндзюцу было опубликовано около 10 000 книг разного рода – от детских комиксов до серьезных исследований, снято огромное количество кино– и телефильмов. Магазины были забиты разного рода «ниндзевскими» штучками и «примочками». Именно в это время на родине ниндзя, в г. Ига Уэно, был создан музей «Шпионская усадьба» – «Ниндзя ясики», который стал местом паломничества десятков тысяч японцев. Видя такой успех этого предприятия, предприимчивые дельцы выстроили ниндзя ясики и в других городах, выдавая их за подлинные дома ниндзя.

   Естественно, что очень многие, насмотревшись фильмов и начитавшись книг, мечтали научиться ниндзюцу. А как известно, спрос рождает предложение. В результате в Японии появились десятки самозванцев, объявивших себя «хранителями древних традиций». Так, «Большой энциклопедический словарь школ боевых искусств» («Бугэй рюха дайдзитэн»), созданный двумя крупнейшими специалистами по истории будзюцу и будо Вататани Киёси и Ямадой Тадаси и изданный в 1969 г., к числу «подозрительных» относил такие школы, как Ига-рю в исполнении «17-го патриарха» Ига Сироюсая Норихиро (приговор «Бугэй рюха дайдзитэн» краток, но выразителен: «То, чем он занимается, не превышает уровня театрального искусства киай и счета в уме»), Курода-рю в исполнении Мацуо Кэнфу из Иокогамы («Выдает себя за представителя школы ниндзюцу Курода-рю. Является мастером боя железным веером тэссэн и кусаригама школы Ягю-рю») и другие.

Фудзита Сэйко – «последний ниндзя».

Пожалуй, меньше всего претензий предъявлялось к Фудзите Сэйко, который называл себя 14-м патриархом ветви Вада-ха школы ниндзюцу Кога-рю. Фудзита действительно был человеком незаурядным. Он утверждал, что в состоянии концентрации видел в 8 раз яснее и слышал в 14 раз лучше, чем обычные люди. Тренируя выдержку и способность переносить боль, он втыкал в себя сотни иголок. Чтобы выработать невосприимчивость к ядам, Фудзита «продегустировал» сотни ядов. В интервью, вошедшем в знаменитую заметку журнала «Ньюсуик» от 3 августа 1964 г., он сказал: «Я съел немало серной кислоты, крысиного яда, ящериц, 879 стаканов и 30 кирпичей». По признанию ниндзя, стаканы есть совсем не сложно, а вот кирпичи… Чтобы съесть один кирпич, требуется целых 40 минут! При всей невероятности этих утверждений им можно доверять. Дело в том, что и в весьма преклонном возрасте Фудзита Сэйко демонстрировал вещи фантастические. По свидетельству одного из журналистов, в 63 года он левой рукой последовательно вынимал из суставов сначала пальцы, затем локоть и, наконец, плечо правой, после чего придавал ей самые невероятные положения, разве что не завязывая узлом.

   Традицию ниндзюцу он унаследовал от своего деда, который был потомком по прямой линии знаменитого ниндзя из Кога Вада Ига-но ками. Помимо родовой школы, Фудзита владел еще бодзюцу (искусство боя длинной палкой) и кэндзюцу школы Дайэн-рю, созданной ямабуси Дайэном, дзёдзюцу (искусство боя тростью) школы Синдо мусо-рю и рядом других школ традиционных боевых искусств.

   По некоторым сведениям, Фудзита служил в разведывательных органах и выполнял особые поручения в Китае и Маньчжурии, а во время Второй мировой войны возглавлял отряд спецназа, действовавший где-то в джунглях Индокитая. Впрочем, сам Фудзита эти страницы своей биографии не особенно афишировал. Тем не менее достоверно известно, что в годы Второй мировой Фудзита Сэйко вел курс ниндзюцу в центральной разведшколе Накано гакко.

   Фудзита внес значительный вклад в изучение истории ниндзюцу, облазив на пару с Окусэ Хэйситиро все горы Ига и Кога. Результатом его изысканий стали несколько книг и статьи о ниндзюцу в ряде энциклопедий. К самым известным трудам Фудзиты относятся такие книги, как «Ниндзюцу хироку» («Тайные записки о ниндзюцу», 1936), «Сюрикэндзюцу дзукай кёхон» («Иллюстрированное наставление по сюрикэндзюцу», 1953) и «Кога-рю ниндзя итидайки» («Автобиография ниндзя школы Кога-рю», 1968).

По книге Горбылева М.А. "Ниндзя: боевое искусство".

Отредактировано Kanagawa Amegami (2012-10-25 19:14:44)

0

2

Будзинкан-додзё и Хацуми Масааки.

В настоящее время во многих странах Европы и Америки огромную популярность завоевала «школа ниндзюцу» Тогакурэ-рю, преподаваемая в рамках программы организации Будзинкан – «Дом божества войны», созданной японцем Хацуми Масааки (Ёсиаки) на основе 9 традиционных школ будзюцу. Многочисленные приверженцы Будзинкана широко пропагандируют Тогакурэ-рю как единственную сохранившуюся до наших дней аутентичную школу ниндзюцу, а Будзинкан – как воплощение подлинных боевых традиций «воинов-невидимок».

Согласно утверждениям Хацуми Масааки, он унаследовал у своего учителя Такамацу Тосицугу 9 древних школ ниндзя: Тогакурэ-рю, Кумогакурэ-рю, Куки синдэн-рю (Кукисин-рю), Такаги ёсин-рю, Гёкко-рю, Гёкусин-рю, Кото-рю, Гикан-рю и Синдэн фудо-рю. Такамацу же изучал их у Тоды Синрюкэна Масамицу и Иситани Мацутаро, которые оба были связаны с кланами ниндзя Ига: Тода Синрюкэн Масамицу как 32-й патриарх «древнейшей школы ниндзюцу» Тогакурэ-рю, а Иситани – как потомок семьи тюнинов из Ига.

   Попытаемся разобраться в происхождении 9 рю, которые стали «фундаментом» Будзинкана, и выяснить их причастность к ниндзя. Для этого обратимся к данным весьма авторитетной энциклопедии «Бугэй рюха дайдзитэн».

   Из всех 9 школ Будзинкана только Тогакурэ-рю и Кумогакурэ-рю являются непосредственно школами ниндзюцу. Остальные семь школ включают только приемы боя различными видами оружия и без него. С них и начнем свой анализ.

   Итак, Куки синдэн-рю. На этой школе нужно остановиться особо, так как практически вся техника работы с оружием в Будзинкане позаимствована из нее, что не скрывает сам Хацуми. К тому же Куки синдэн-рю – школа очень влиятельная, оставившая заметный след в истории японских будзюцу.

   Куки синдэн-рю – «божественная традиция семьи Куки» – является школой комплексного боевого искусства (сого будзюцу) и включает в себя технику боя мечом, длинным шестом, короткой палкой, алебардой, копьем, приемы борьбы без оружия в доспехах (кумиути) и без них (дзюдзюцу), серпом на цепи (кусаригама), метания сюрикэнов, боевого плавания и использования зажигательных средств, а также костоправные методы (сэйкоцу). Как видно из самого названия, эта школа передавалась в семье Куки. Основателем клана Куки и одновременно Куки синдэн-рю считается Куки Якусимару Курандо Такадзанэ, который прославился своими подвигами в 30-х гг. XIV в., когда он сражался на стороне императора Годайго против клана Ходзё и мятежника Асикага Такаудзи.

   Семья Куки принадлежала к слою мелких феодалов и активно занималась пиратством. Благодаря этому Куки прославились прежде всего как замечательные флотоводцы. Достаточно упомянуть знаменитого «адмирала» Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси Куки Ёситаку.

   Внук Ёситаки, Куки Садатака (XVII в.), познакомил с учением семейной школы Окуни Кихэя Сигэнобу из провинции Идзумо, который к тому времени уже был 29-м патриархом школы Тёсуй-рю. Последняя, по преданию, был создана Отомо Комаро, который изучал искусство рукопашного боя у китайского монаха Цзяньчжэня, приехавшего в Японию в правление императрицы Кокэн (749–758). Техника этой школы известна как Тёсуй-рю дакэндзюцу – «Искусство кулачных ударов Тёсуй-рю».

   С Окуни Сигэнобу берет начало «внешняя» ветвь (в противоположность «внутренней» ветви семьи Куки) Куки синдэн-рю, традицию которой и унаследовал Хацуми Масааки. Никаких сведений о причастности Куки к ниндзя нет, как нет и упоминаний о передаче этой семейной традиции в руки кого-либо из «невидимок». Правда, в источниках сообщается, что позже Окуни Кихэй стал ямабуси на горе Кумано, но было это во второй половине XVII в., когда ямабуси уже давно утратили былую воинственность, а ниндзюцу медленно умирало. Непричастность Куки синдэн-рю к ниндзя подтверждается и самой техникой школы, о чем свидетельствуют недавно выпущенные учебные фильмы самого Хацуми, в которых приемы боя с оружием (с мечом, копьем и шестом) и без него демонстрируются в тяжелом самурайском доспехе ёрои!

   Кстати, «секретная ниндзевская техника» фехтования мечом в Куки синдэн-рю в действительности по прямой линии восходит к таким популярным «самурайским» школам, как Катори синто-рю (ее изучал Окуни Киёдзаэмоннодзё у наставника Такатани Гэндзаэмона) и Бокудэн-рю, основанной одним из учеников Цукахары Бокудэна, последователя Катори синто-рю и создателя Касима синто-рю. Таким образом, практически вся техника боя с оружием и часть техники борьбы без оружия в Будзинкане, придя из Куки синдэн-рю, по-видимому, никак не связаны с традициями рукопашного боя ниндзя.

   Такаги ёсин-рю, другая школа, входящая в программу Будзинкана, является родственницей Куки синдэн-рю. Эта «Школа возвышающегося сердца семьи Такаги» является ответвлением одной из крупнейших школ японских будзюцу Такаги-рю. Она включает в себя технику боя шестом, копьем, алебардой, метание сюрикэнов и дзюдзюцу.

   По преданию, основы Такаги-рю заложил буддийский монах Унрю – «Текущее облако» – из Рикудзэн, что на севере Хонсю. Произошло это в 1570 г. Унрю передал свое учение некоему Ито Кии-но ками Скэтаде, который положил в основу своей системы технику боя длинным шестом и разработал приемы с копьем, алебардой, короткой палкой, мечом и коротким мечом кодати. С начала XVII в. эта традиция стала передаваться в небольшой самурайской семье Такаги, служившей князьям Сироиси и давшей свое имя этой школе боевого искусства. Большую роль в становлении Такаги-рю сыграл Такаги Ориэмон Сигэтоси (1625–1711), который добавил к имевшейся технике некоторые приемы сумо и разработал систему борьбы без оружия (тайдзюцу) из 48 приемов.

   Мастерство Ориэмона было столь блестящим, что о нем уже при жизни ходили легенды. Так, в одной из версий его биографии утверждается, что он был выходцем из знатного рода Огасавара, потерял господина в бою, стал ронином, но позже поступил на службу к сильному клану Мори. В другой легенде говорится, что однажды он проиграл бой патриарху школы Такэноути-рю Такэноути Хитатиноскэ Хисакацу и был вынужден пойти к нему в ученики, благодаря чему еще больше усовершенствовал свое искусство. В 1695 г. за выдающееся мастерство в будзюцу его назначили главным наставником княжества Овари по 6 видам боевого искусства. Позже он служил телохранителем у Нарусэ Хаято и получал за свою службу 300 коку в год.

   Такаги Ориэмон передал секреты Такаги-рю своему сыну, Такаги Уманоскэ (1656 —?), который начал открытое преподавание Такаги-рю как комплексного боевого искусства. Уманоскэ называл свою технику Такаги-рю тайдзюцу косино-мавари или эмоно-дори («захват оружия») и больше всего любил работать копьем. При нем Такаги-рю получила распространение во многих районах Овари.

   Немалый вклад в развитие Такаги-рю внес и сын Уманоскэ, Такаги Гэнносин. Гэнносин стал ямабуси и удалился на священную гору Кумано, где познакомился с другим сюгэндзя – Окуни Кихэем, основателем Куки синдэн-рю. Когда два мастера сравнили свои школы, выяснилось, что Такаги-рю была сильнее в дзюдзюцу, а Кукисин-рю – в фехтовании палкой. В итоге мастера решили объединить свои знания, после чего к Такаги-рю были добавлены приемы боя шестом, копьем и алебардой Кукисин-рю, а Кукисин-рю у Такаги-рю почерпнула немало техники дзюдзюцу. После памятной встречи Гэнносина с Окуни Кихэем техника борьбы без оружия в Такаги-рю стала называться дакэнтайдзюцу – буквально «искусство нанесения ударов кулаком по телу».

   Со временем Такаги-рю разделилась на 3 ветви. Одна из них, созданная Иситани Такэои Масадзи, получила название Иситани Такаги ёсин-рю. Среди учеников этого Иситани были Такамацу Ёсиёси (отец Такамацу Тосицугу) и сын – Иситани Мацутаро. Мацутаро в детстве убежал из дома, поскольку не вынес тягот тех тренировок, которые навязывал ему отец, изучил школу Кукисин-рю у Акиямы Ётаро и позже соединил Такаги ёсин-рю и Кукисин-рю в единую систему, которую и преподал Такамацу Тосицугу. Последний овладел также традицией Фудзита Такаги-рю.

   Как видим, так же как и в случае с Куки синдэн-рю, связь Такаги-рю с ниндзя никак не прослеживается. Разве что поверить ничем не подкрепленному утверждению Хацуми, что семья Иситани некогда была семьей тюнинов из Ига. Но даже если и так, то к ним Такаги-рю попала из рук самураев не ранее второй половины XIX в., а между тем почти вся бросковая техника Будзинкана позаимствована именно из Такаги ёсин-рю или представляет варианты базовых бросков этой школы.

   Если две вышеописанные школы благополучно дошли до наших дней и ныне преподаются в десятках додзё по всей Японии мастерами, не имеющими никаких связей с линией Такамацу – Хацуми, то остальные семь школ являются исключительным достоянием этих двух «ниндзя». И, ввиду полного отсутствия иных письменных источников в их анализе нам придется опираться только на сведения, сообщаемые самим Хацуми Масааки.

   Самой древней из этих школ считается Гёкко-рю – «Школа яшмового тигра», в которой преподается коссидзюцу – «искусство костяных пальцев» (методы поражения уязвимых точек при помощи пальцев). По утверждению Такамацу Тосицугу, корни этой школы уходят в Китай династии Тан. Считается, что основу этой системы заложил либо императорский телохранитель, не отличавшийся внушительными размерами и большой физической силой, либо какая-то принцесса или придворная дама. После падения Танской империи в 907 г. многие китайские аристократы бежали в Японию. В их числе был и военачальник Те Гёкко, который якобы и передал японцам учение коссидзюцу.

   Это учение на протяжении ряда веков передавалось в семье Судзуки, а в XVI в. перешло в клан Сакагами, представитель которого, Сакагами Таро Кунисигэ, и стал официальным основателем школы Гёкко-рю ситодзюцу – «искусства кончика пальца». Затем патриархом Гёкко-рю стал монах Гёккан-хоси – «Созерцание яшмы». Он обучил этой технике четырех мастеров: 1) Сасаки Гэндаю Садаясу, сын которого, Сасаки Гороэмон Акиёри, позже основал школу Гёкусин-рю, также входящую в Будзинкан; 2) Судзуки Дайдзэн Таро Тикамасу, последователь которого в 4-м поколении Фукао Цуноума Сигэёси основал ныне утраченную школу копподзюцу (досл. «искусство воздействия на кости», оно использует мощные удары руками и ногами для повреждения костей противника) Идзумо-рю; 3) Акимото Кавати-но ками Ёси, ученик которого, Урю-ханган Гиканбо, основал школу копподзюцу Гикан-рю, также входящую в Будзинкан; 4) Тоду Сакё Иссинсая, ставшего создателем школы копподзюцу Кото-рю и якобы передавшего Гёкко-рю и Кото-рю знаменитому дзёнину Момоти Сандаю.

   Таким образом, четыре школы, входящие в Будзинкан, – Гёкко-рю, Гёкусин-рю, Гикан-рю и, с некоторыми оговорками, Кото-рю (по утверждению Хацуми, Кото-рю основывается также на технике, переданной военачальником Те Бусё, бежавшим из одного из корейских царств) – являются не отдельными школами, а лишь мастерскими вариациями на тему одной и той же техники.

   Все эти школы сохранились только в Будзинкане, а единственным источником по их истории являются «устные предания» Тоды Синрюкэна Масамицу, жившего на рубеже XIX–XX вв., которые, безусловно, по надежности не могут идти ни в какое сравнение с аутентичными письменными источниками XVI в., хотя бы потому, что человеческая память – плохой хранитель информации. К тому же в генеалогиях, сообщенных Тодой, содержатся десятки, если не сотни, имен, не зафиксированных ни в каких письменных источниках!

   Интересен и технический состав этих четырех традиций. Для всех них характерны удары кончиком большого пальца (босикэн) или суставом указательного или среднего пальца при вертикальном положении кулака, а также отбивы хлесткими ударами кулаком типа уракэн-ути каратэ. Однако и то и другое является стандартными приемами таких известных школ, как Куки синдэн-рю и Такаги ёсин-рю. К тому же вся техника такого рода рассчитана на бой с противником, не защищенным доспехами, а подобные системы дзюдзюцу в Японии сложились не ранее XVII в., после прекращения войн в стране, когда доспехи стали применяться гораздо реже. Характерно, что Куки синдэн-рю и Такаги Ёсин-рю, где также применяются приемы поражения уязвимых точек, сложились лишь в XVII в. Да и бросковая техника четырех секретных школ мало отличается от Такаги ёсин-рю.

   По утверждению Хацуми, основателем школы дакэнтайдзюцу Синдэн фудо-рю («Школа непоколебимости, переданная богами») явился Идзумо-но кандзя Ёситэру, который якобы жил в XII в. Интересно, что Хацуми Масааки называет Идзумо-но кандзя Ёситэру основателем и Кукисин-рю. Однако в официальной генеалогии этой школы, опубликованной в «Бугэй рюха дайдзитэн», такой человек не значится, зато важное место в ней занимает Идзумо-но кандзя Ёсихидэ, создавший в 1349 г. систему дакэнтайдзюцу Кисин-рю, которую изучал основатель «внешней» ветви Куки синдэн-рю Окуни Сигэнобу.

   Идзумо-но кандзя Ёситэру занимает важное место и в генеалогии ниндзюцу, составленной Такамацу Тосицугу. Согласно этой генеалогии, ниндзюцу – это искусство, развившееся из одного корня. Такамацу утверждал, что все воинские искусства жителей Ига восходят к китайскому военачальнику Икаю (в другом прочтении – Иин), который был вынужден бежать из Китая и поселился в пещере на горе Такао в Ига между 1040 и 1050 гг.

   Икай якобы прекрасно разбирался во всех аспектах военного дела и в совершенстве владел коссидзюцу. В горах Ига он познакомился с местными ямабуси Гамоном-доси (он же Фудзивара Тиката) и Хогэмбо Тэссином и передал им секреты коссидзюцу и способ маскировки «летящая птица» (хитё-но какурэгата). От Гамона-доси и Хогэмбо Тэссина, по словам Такамацу, и пошла вся традиция ниндзюцу Ига. Так, ученик Гамона-доси, Гарю-доси передал свои знания Иге Хэйнаю Ясукиё, который стал основателем знаменитой школы ниндзюцу Ига-рю (она же – Кумогакурэ-рю – «Школа маскировки в облаках» – по боевому псевдониму Иги Хэйная), а также Хатирю нюдо и уже упоминавшемуся Идзумо-но кандзя Ёситэру. Хатирю нюдо обучил секретам ниндзюцу Тодзаву Хакуунсая (Хакууна-доси), считающегося создателем школы ниндзюцу Хакуун-рю и первым патриархом школы коссидзюцу Гёкко-рю; знаменитого начальника разведки Минамото Ёсицунэ – Исэ Сабуро Ёсимори; мага-отшельника Хогэна, а также Кимона Хэйбэя. Последний учил ниндзюцу Каина-доси, который, в свою очередь, стал учителем Тогакурэ Дайскэ, основателя Тогакурэ-рю ниндзюцу – главной школы Будзинкана. От Тодзавы Хакуунсая берет свое начало линия передачи ниндзюцу, достигающая Сакагами Таро Кунисигэ, официального основателя школы Гёкко-рю, великого дзёнина Момоти Сандаю, Тоды Сакё Иссинсая, официального основателя Кото-рю, и даже семьи Натори. Линия передачи ниндзюцу от Тогакурэ Дайскэ через Симу Косанту достигает семьи Тода и лично Такамацу Тосицугу и Хацуми Масааки, а через Хату Сабуро – семей Уэно, Нарита и Тоды Гохэя.

   Таким образом, в эту генеалогию оказались вписанными почти все знаменитые ниндзя из Ига и Кога, которые увязаны здесь линиями передачи и наследования. Истоки ниндзюцу уводятся к последователям сюгэндо, а Тогакурэ-рю оказывается стержневой традицией ниндзюцу Ига и Кога. Чудесная картина! Правда, непонятно, почему тогда в синхронных исторических источниках не упоминается ни Тогакурэ-рю, ни семья ниндзя Тода?

   Японские исследователи в большинстве своем встретили появление этой генеалогии со скепсисом. Вот что, например, написали о ней Ямада Тадаси и Вататани Киёси в «Бугэй рюха дайдзитэн»: «Такамацу Тосицугу, воспользовавшись модой на литературу по ниндзюцу в период после Тайсё (1912.7 – 1926.11), составил новую генеалогию этого искусства… Эта генеалогия, основанная на данных преданий, изобилует приукрашениями; реальные личности, известные из источников, перемешаны с вымышленными или легендарными героями. Поэтому проверить ее достоверность не представляется возможным».

   В действительности никакие исторические источники не позволяют проследить передачу военного искусства, например, от Фудзивары Тикаты, выведенного в генеалогии Такамацу под именем Гамон-доси, к Иге Хэйнаю Ясукиё, равно как и передачу секретов ниндзюцу от мифического Тодзавы Хакуунсая (интересно, что это имя носил и знаменитый мастер ниндзюцу Кога-рю XVI в.) – к Момоти Сандаю. В ней начисто отрицается реальный исторический процесс постепенного и повсеместного накопления знаний в области шпионажа и разведки и реальный исторический фон, на котором это накопление и развитие происходило, например, все перипетии с семьей Хаттори, с выделением из нее Фудзибаяси и Момоти. Интересно, что ни Хаттори, ни Фудзибаяси в генеалогию не попали.

   Сомнительной выглядит и личность «первооснователя» Икая. По утверждению Хацуми Масааки, Икай был военачальником киданьского государства и якобы потерпел поражение в борьбе с китайской династией Сун и был вынужден бежать из Китая на Японские острова. Однако в любой работе по истории Китая можно прочитать, что пик набегов киданей на Китай приходится на конец X в. и что только в 1004 г. китайцам удалось заключить с врагами мир, но на очень тяжелых условиях – они обязывались ежегодно платить киданям огромную дань. Однако набеги киданей продолжались и в последующие годы, и китайцы ничего не могли с ними поделать. И лишь в 1125 г. китайцы в союзе с чжурчженями сумели разгромить киданьское государство Ляо. Таким образом, предание о бегстве Икая в Японию в середине XI в. совершенно несостоятельно.

   Однако это не самый «убойный» аргумент в развенчании генеалогии Такамацу и Хацуми. В «Бугэй рюха дайдзитэн» в статье «Тогакурэ-рю» мы читаем: «Он (Такамацу Тосицугу) утверждал, что унаследовал эту генеалогию (а также такие школы «ниндзя», как Гёкко-рю, Кото-рю, Гёкусин-рю, Синдэн фудо-рю, Гикан-рю, Кумогакурэ-рю и Тогакурэ-рю – добавим от себя) через устную передачу (кудэн) Тоды Синрюкэна Масамицу. Однако Тода Синрюкэн (Иссинсай) умер в возрасте 73 лет в 13-й год Мэйдзи (1880 г.). Такамацу же родился через 4 года после смерти Тоды!»

   Это одна из самых загадочных страниц истории Будзинкана. Дело в том, что разные источники дают совершенно разные даты жизни Тоды Синрюкэна Масамицу и Такамацу Тосицугу. Например, в том же «Бугэй рюха дайдзитэн» в статье «Гёкко-рю» сообщается, что Тода Синрюкэн Масамицу умер 6 декабря 4 года Мэйдзи (1871 г.). Последователи же Будзинкана утверждают, что он жил в 1824–1909 гг., а Такамацу Тосицугу – в 1887–1972 гг.

   К этой путанице в датах следует добавить еще несколько любопытных деталей. В официальной генеалогии мастеров Такаги-рю, опубликованной в «Бугэй рюха дайдзитэн», значится Такамацу Ёсиёси – отец Тосицугу, который, по непонятной для автора причине, не упоминается ни в одной из работ по истории Будзинкана. По-видимому, он-то и был первым учителем сына. Любопытно, что, кроме генеалогии Такаги ёсин-рю, его имя больше нигде не встречается.

   Кроме того, в статьях и книгах последователей Будзинкана почему-то не упоминаются и другие учителя Тосицугу, принадлежавшие к традициям Кукисин-рю и Такаги-рю: Мидзута Ёситаро Тадафуса, Цуноно Яхэйта Масаёси и другие. Кстати, все источники, не связанные с Будзинканом, называют Тоду Синрюкэна инструктором по кэндо в одном из военных училищ.

   Что же представляют собой эти «школы ниндзюцу» Тогакурэ-рю и Кумогакурэ-рю? В недавно выпущенном японской фирмой «Куест» учебном видеофильме «Нинпо тайдзюцу школы Тогакурэ-рю» продемонстрировано несколько десятков приемов специфического стиля рукопашного боя (тайдзюцу), особенность которых состоит в использовании ослепляющих порошков. Показаны также приемы с использованием лазательных когтей (сюко) и сюрикэнов. В «Беседах ниндзя» Хацуми утверждает, что «Тогакурэ-рю преподает свое нинпо тайдзюцу с некоторыми тайными видами оружия, такими, как сэнбан (разновидность сюрикэна), синодакэ (дыхательная трубка) и сюко». По поводу Кумогакурэ-рю там же он говорит, что эту школу «характеризует похожая форма тайдзюцу с использованием камаяри (разновидность копья с боковым серповидным отростком)».

   Кроме того, по словам Хацуми, «в Тогакурэ-рю… собрано все лучшее, что имеется в 9 рю». Но после разбора генеалогий школ Будзинкана это утверждение не может не вызвать недоумения, ведь по крайней мере две из них – Куки синдэн-рю и Такаги ёсин-рю – с Тогакурэ-рю ничего общего не имеют.

   По моему мнению, фактически под названием «ниндзюцу» Хацуми Масааки преподает разновидность японского искусства рукопашного боя дзюдзюцу. Хотя некоторыми уловками ниндзя он, по-видимому, все же владеет. Английский журналист Клиффорд Харрингтон рассказывает: «Пока мы беседовали, Хацуми Ёсиаки взял большую виноградину и проглотил ее. Затем продолжил разговор (к тому времени я уже забыл об этой мелочи) и вдруг раскрыл рот, глубоко засунул в него два пальца и… достал целую виноградину. Когда-то, по словам Хацуми, таким способом доставлялись секретные сообщения… Бой (показательный) завершился тем, что ниндзя стремительно бросился к стене своего двухэтажного дома, на бегу забросил на крышу прикрепленный к веревке крюк и в считаные секунды взобрался наверх. В этом ему помогли специальные петли на веревке, по которым он поднимался, как по ступеням лестницы».

   Хацуми Масааки не был единственным учеником Такамацу Тосицугу, как утверждается во многих статьях. Напротив, у Такамацу было много учеников. Да и сам Хацуми смог познакомиться с Тосицугу только через своего первого наставника – Уэно Ки Тёсуя, личного ученика Такамацу.

   Уэно Ки Тёсуй (Ки Тэнсин) был наследником одной из ветвей школы Кукисин-рю, имевшей длиннющее официальное название Хонтай Кисин Уэно тэнсин-рю Куки синдэн дакэнтайдзюцу – «дакэнтайдзюцу божественной традиции семьи Куки основной школы небесного сердца семьи Уэно направления Кисин», позже замененное на более короткое – Синто тэнсин-рю – «Синтоистская школа небесного сердца».

   Основу этой школы заложил Уэно Тацуэмон Тацукара, который в начале XVII в. соединил технику кэндзюцу Катори синто-рю с болевыми приемами торидэ школы Итидэн-рю. Позже его потомки многое позаимствовали из арсенала школ Кукисин-рю и Такаги-рю, а также из кэндзюцу Ходзан-рю и копподзюцу Итидзё фуни-рю. Синтез с другими школами боевого искусства продолжал и восьмой патриарх, Уэно Ки Тёсуй, который к семейной традиции добавил приемы каратэ школ Сито-рю и Синто дзинэн-рю (основана Кониси Ясухиро, который учился в том числе и у названного выше Фудзиты Сэйко), китайского кэмпо и различные приемы крупной школы будзюцу Асаяма итидэн-рю. Таким образом, Хацуми Масааки изначально изучал именно те школы боевого искусства, которые преподавал Такамацу Тосицугу, хотя и не в чистом виде, а в сложной смеси. Интересно, что многие ученики Уэно после смерти наставника перешли под крыло основателя современной школы дзюдзюцу Хакко-рю Окуямы Рюхо и составили костяк его ближайших соратников.

   Подведем итог нашему исследованию ниндзюцу Будзинкана. На основе имеющихся данных можно сделать вывод, что Будзинкан – это сложная синтетическая система рукопашного боя, вобравшая в себя традиции ряда древних школ будзюцу и, возможно, гораздо более поздних каратэ, айкидо и даже китайского кэмпо. Почти весь технический арсенал Будзинкана – вся работа с оружием и почти вся бросковая техника тайдзюцу – восходит к технике школ Куки синдэн-рю и Такаги ёсин-рю, которые никакого отношения к кланам ниндзя из Ига и Кога не имели. Впрочем, возможно, что Хацуми действительно изучал некоторые боевые приемы из арсенала «воинов ночи».

   Одно можно утверждать наверняка: Хацуми Масааки ниндзюцу как таковое не преподает. Это становится очевидным уже при рассмотрении программы обучения Будзинкана. Еще более показательно отношение японского правительства к Хацуми и его организации. Оно вполне лояльно: мол, играйте-играйте, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось. Думается, если бы Хацуми действительно организовал «крутую» школу для подготовки шпионов, диверсантов, террористов, киллеров, эта позиция была бы совсем иной. Короче, Хацуми Масааки хоть и мастер боевого искусства, но все же не ниндзя, как бы этого ни хотели десятки тысяч его последователей.

И всё-таки, есть ли ниндзя сегодня?

Думается, однозначного ответа здесь быть не может. Все зависит от того, кого считать ниндзя. Например, можно ли считать настоящим ниндзя человека, который в течение двух-трех лет занимался в каком-нибудь клубе на Западе и получил соответствующий сертификат? Ну, а если человек занимался по книге какого-нибудь «западного» специалиста, который на самом деле, имеет весьма смутное представление о ниндзюцу и не обучался ни у одного из наставников в Японии? Вряд ли. Считать таких любителей ниндзя означало бы относиться к ним в десятки раз серьезнее, чем они того заслуживают.

   Может быть, следует считать ниндзя современных шпионов или солдат из некоторых спецподразделений? По функциям они очень близки своим средневековым сородичам. Зато очень и очень далеки по форме – слишком далеко шагнул технический прогресс со времени «золотого века» ниндзюцу. Да и с традиционной японской культурой и философией они, как правило, никак не связаны. К тому же такое понимание терминов ниндзя и ниндзюцу чересчур расширительно, они становятся полными синонимами слов «шпион», «диверсант» и «шпионаж».

   Все-таки нельзя отрывать искусство ниндзюцу от того конкретного контекста японского Средневековья, в котором оно сложилось. Это означает, что классическое ниндзюцу «золотого века» сегодня – не более чем музейный экспонат. Хотя экспонат весьма интересный, поучительный и «научительный», в том смысле, что его исследование может дать немало ценного материала. Например, до сего дня не изучены и не разгаданы многие психотехники «ночных невидимок», методы их физической подготовки, способы «оттачивания» чувств – зрения, слуха – и т. д.

   В завершение разговора хочется поделиться лишь одной мыслью: если вы когда-либо слышали от кого-то, что он – «ниндзя», можете считать этого человека самозванцем, ибо распространение о себе такой информации противоречит и духу, и традициям «ночных воинов» и реальной истории.

По книге Горбылева М.А. "Ниндзя: боевое искусство".

0


Вы здесь » Hakuouki Shinsengumi Kitan: demons of the dark night » Демоны ночи. История ниндзюцу » Ниндзюцу и современность