НИНКИ — «ШПИОНСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ»
Информация взята с сайта:
http://lib.rus.ec/b/346167/read#t2
Специальное шпионское снаряжение, именуемое в древних наставлениях по нин-дзюцу «нинки» включает в себя самые различные приспособления и инструменты, которые помогали ниндзя в их сложной и опасной работе.
В «Бансэнсюкай» все нинки разделены на четыре большие группы: токи — «снаряжение для лазания», суйки — «водное снаряжение», кайки— «приспособления для открывания» (воровской инструмент) и каки— «огневые средства» (включая артиллерию и огнестрельное оружие). В «Сёнинки» особо выделен набор из шести предметов постоянного пользования — рокугу. Однако эти категории не исчерпывают всех видов снаряжения, использовавшихся ниндзя, и не включают в себя различные приспособления для подслушивания, введения врага в заблуждение, запирания дверей и т. д. и т. п. Это свидетельствует о том, что нин-дзюцу как живое искусство, призванное использоваться в реальных, постоянно меняющихся и порой непредсказуемых условиях практически не поддается классификации, показывает гибкость ума средневекового лазутчика, который на каждый вызов давал достойный ответ, создавая необходимое снаряжение, не оглядываясь на шаблоны.
Кроме того, в так называемых «шпионских свитках», содержащихся во многих старинных сочинениях по военному делу, имеются описания различных наблюдательных вышек, подъемных корзин, приспособлений для связывания пленных, которые не упоминаются в наставлениях по традициям нин-дзюцу Ига-рю и Кога-рю. Обычно их описания отсутствуют в работах по нин-дзюцу, но здесь автор решил уделить внимание и снаряжению такого рода, поскольку оно, хотя иногда лишь косвенно, все-таки связано с разведкой.
Говоря о нинки, следует также отметить, что очень часто приходится читать о снаряжении ниндзя, как о чем-то совершенно уникальном, не встречающемся более нигде. Авторы, особенно западные, не скупятся на хвалебные слова, утверждают, что ниндзя намного обогнали свое время. Однако все это верно лишь отчасти. Так, описания многих знаменитых предметов из снаряжения ниндзя, например, разборных лодок, поражающих воображение многих «ниндзяведов», встречаются в синхронных японских текстах, никак не связанных с традицией нин-дзюцу. А крупнейший исследователь традиций нин-дзюцу Окусэ Хэйситиро прямо указывает, что многие описания различных видов снаряжения в «Бансэнсюкай» являются либо скрытыми цитатами, либо даже дословным воспроизведением пассажей из различных китайских текстов по военному делу. Причем наибольшее число описаний позаимствовано из таких памятников как «Убэйчжи» (яп. «Бубиси») и «Уцяо синыиу» (яп. «Буко синсё»).
Рокугу — «шесть приспособлений»
Ниндзя использовали огромное количество приспособлений, вспомогательных средств, но есть среди них шесть предметов, которые составляли постоянный багаж «воинов ночи». Эти шесть предметов упоминаются почти во всех наставлениях по школам Ига-рю и Кога-рю под названием «рокугу» — «шесть предметов». Набор рокугу состоит из следующих предметов:
1. амигаса (плетеная шляпа);
2. кагинава («кошка»);
3. сэкихицу (грифель), или ядатэ (чернильница с пеналом для кисти);
4. якухин (медикаменты);
5. цукэдакэ, или утидакэ (контейнер для переноски тлеющих углей);
6. сандзяку-тэнугуи (полотенце).
Об амигасе мы уже рассказывали в первой главе книги. О «кошке» кагинаве будет подробно говориться в разделе о приспособлениях для лазания (токи). О цукэдакэ (рис. 112) читайте в разделе «огневого снаряжения» (каки). А медикаментам и ядам посвящена отдельная, пятая глава. Поэтому здесь мы подробно остановимся лишь на двух предметах рокугу — грифеле сэкихицу и полотенце сандзяку-тэнугуи.
Сэкихицу — буквально «каменная кисть» — это обычный карандашный грифель. В одной из западных работ двтор нашел забавное утверждение, что «каменная кисть» якобы представляла собой «кусок камня, которым писали сообщения на деревьях и камнях» и который, к тому же, «с неменьшим успехом мог быть использован в качестве метательного оружия». Таким авторам можно посоветовать только одно: почаще заглядывать в соответствующие словари и меньше фантазировать.
В некоторых списках рокугу вместо сэкихицу фигурирует ядатэ — чернильница с приделанным пеналом для кисти. Впрочем, назначение этих двух предметов одно и то же: их использовали для записи наблюдений, подготовки донесений, при составлении карт. У каждого из этих двух средств письма есть свои достоинства и свои недостатки. Например, донесение, написанное мягким карандашом, можно легко стереть, так что даже очень опытный взгляд не сможет узнать, что было написано на листе, ведь технологии современных криминалистов тогда еще не были известны. А вот черную тушь, которой писали японцы, таким способом не изничтожишь. Зато написанное кистью долговечнее, а это очень важно, особенно при изготовлении карт. Кроме того, в ядатэ ниндзя нередко укрывали пистолет, который мог оказаться очень кстати в трудную минуту. Вывод отсюда напрашивается сам: лучше иметь под рукой и то, и другое.
Сандзяку-тэнугуи — это полотенце из хлопчатобумажной ткани длиной около 1 метра, окрашенное в темно-коричневый цвет. При необходимости его можно было повязать вместо потерянного или отобранного пояса, использовать как лицевую маску дзукин, вместо бинта для перевязки ран, разорвать на полосы и связать ими противника. Сандзяку-тэнугуи можно было намочить и, утяжелив таким образом, выбить меч из рук врага, опутать ему руки и при необходимости придушить. Еще ниндзя использовали полотенце в качестве фильтра для питья стоячей или проточной воды, если ее чистота вызывала подозрения. Для этого сандзяку-тэнугуи складывали в несколько раз, приставляли ко рту и глотали уже отфильтрованную от мути воду, чем спасались от неприятных расстройств желудка. Некоторые авторы даже высказывают предположение, что сок растения сухо, которым красили свой костюм «невидимки», или черная краска, использовавшаяся для окрашивания зубов (был такой обычай у японцев), которую к этому соку нередко подмешивали для придания нужного тона, обладают способностью убивать болезнетворные бактерии, но пока никто из исследователей проверкой этого факта не занимался. Во всяком случае, об этом чудо-полотенце в наставлениях по нин-дзюцу говорится: «С ним никогда нельзя расставаться». Носили сандзяку-тэнугуи в длинном узком кармане, пришитом к изнанке куртки синоби-сёдзоку с правой стороны.
Токи — «снаряжение для лазания»
Во время своих ночных операций «невидимкам» нередко приходилось преодолевать частоколы, стены, взбираться на крыши домов, деревья, карабкаться по горным кручам. Чтобы облегчить себе жизнь, ниндзя изобрели множество специальных токи — «приспособлений для лазания»: разных крюков, лестниц, скоб и т. д. Правда, воспользоваться ими можно было далеко не всегда. Лязг, скрежет, стук — все эти звуки моментально улавливались чутким ухом часового, спешившего поднять тревогу. Поэтому во время тайного проникновения в замок «ночные дьяволы» предпочитали пользоваться своими собственными «инструментами» — цепкими сильными руками, подвижными ловкими ногами, да еще головой. Вероятно, большинство токи использовали не при тайном проникновении, а во время внезапного штурма, когда было необходимо моментально перевалить через гребень стены и закрепиться на ней, пока враг не успеет подтянуть силы.
Впрочем, стены японских крепостей — не такая уж непреодолимая преграда. Как правило, замки строились вокруг какого-нибудь возвышения — холма, небольшой скалы, из-за чего их стены получались наклонными. Такая конструкция вполне оправдывала себя во время землетрясений, но была слабой защитой от шпионов-скалолазов. К тому же стены складывались из едва отесанных камней без раствора и изобиловали множеством щелей, выбоин, трещин, куда можно запросто просунуть пальцы. Как показывает личный опыт автора, имевшего возможность на себе испробовать лазание по стене японского замка, при наличии минимальной физической подготовки на десятиметровую стену можно подняться за считанные секунды. А ведь автор совсем не ровня средневековому разведчику-профессионалу, тренировавшемуся в своем ремесле с пеленок. Интересно, что небольшой замок Хакухо-дзё, находящийся в г. Ига Уэно, имеет самые высокие стены во всей Японии — 30 метров от основания кладки до гребня, что приблизительно равняется высоте девятиэтажного дома! Видно, его основатель Цуцуи Садацугу прекрасно знал способности местных ниндзя.
НАВА-«ВЕРЕВКА»
Простейшее приспособление для лазания — обычная веревка. Свои веревки ниндзя изготавливали из женских волос или волокон конопли. При действиях группой первый, самый опытный и подготовленный лазутчик взбирался на стену безо всяких приспособлений, крепил наверху веревку и спускал ее товарищам. После их подъема на стену, веревку сбрасывали по другую сторону от стены и спускались вниз.
К веревке можно было привязать какой-нибудь грузик— камень, мешочек с песком, деревяшку, перебросить ее через ветку дерева и взобраться на нужную высоту или подтянуть наверх груз.
КАГИНАВА — «КРЮК НА ВЕРЕВКЕ» (УТИКАГИ — «КОВАНЫЙ КРЮК»)
Ниндзя использовали разные виды крюков. Самым простым и распространенным был одиночный «кованый крюк» утикаги, изготовленный из высококачественной стали и имеющий форму полумесяца с отверстием для пропускания веревки в нижней части. Известны также двузубые крюки, с расходящимися в противоположные стороны «когтями»
Кагинава, прочный железный крюк с прикрепленной тонкой, но крепкой веревкой, — незаменимый «спутник» ниндзя
Крюк кагинавы при помощи особой технологии делался черным, чтобы не отсвечивать в темноте. Сохранившиеся до наших дней образцы имеют вес от 112,5 до 187,5 граммов.
Используя несколько однозубых крюков, ниндзя сооружали трех- или четырехзубые «якоря» (рис. 114), а также четырехзубые крюки якорного типа (рис. 115), которые для удобства переноски можно было легко разобрать.
При сборке таких приспособлений использовались треугольные или четырехугольные — по числу зубьев «якоря» — металлические пластины с большими вырезами, позволявшие надежно зафиксировать «когти» в конструкции. Описания таких вариантов можно найти во многих источниках по нин-дзюцу. Например, в «Нинпидэн» описан разборный четырехзубый «якорь», а в «Бансэнсюкай» — трехзубый. Кроме того, в «Нинпидэн» в разделе «О якорях» описана четырехзубая «кошка» с длиной зубьев в 24 см и общей длиной около 45 см.
Кагинава имела весьма широкий спектр применения. Ее использовали для подъема на стены и спуска с них, подвески на дереве, зацепа врага броском с последующим связыванием, для фиксации дверей в закрытом положении, постановки лодки на якорь и т. д. и т. п. (рис. 116) В качестве «кошки» иногда ниндзя использовали и небольшие лодочные якоря-икаринава.
КАСУГАЙ — «СКОБА»
Пара касугаев (рис. 117) разновидности «нагай» — «длинный касугай» — с длиной поперечины в 36–37 см и зубьями в 6–7 см служила надежным подспорьем при подъеме на стену замка, дерево или крепостные ворота. Отточенные зубья скобы вставлялись в щели между камнями или ударом вонзались в дерево и служили надежной подпоркой для «верхолаза».
В книге «Нинпо хикан» имеется рисунок «большого касугая» — «оо-касугай» с указанным размером поперечины 55 см. Размер зубьев не указан, но, сколько можно судить по пропорциям рисунка, они должны быть более 10 см.
Проникнув во вражеский замок, ниндзя мог запросто пристроиться на декоративной поперечной балке-нагэси или под потолком в углу комнаты, используя пару малых касугаев — «ко-касугай», или, сокращенно, «ко-гай». Кокасугай имели поперечину от 12 до 18 см. Согласно легендам, ниндзя мог незамеченным пересечь даже большой зал оохирома, повиснув спиной вниз на потолочной балке, обхватив ее ногами и мелкими «шажками», переставляя касугай (рис. 118).
Укрывшись в углу комнаты, он упирался ногами в соседние стены, вонзив зубья касугаев в потолок. При этом полумрак, царивший в японских замках, и большая высота стен в главных залах — до 5–7 м — позволяли ему остаться невидимым.
ТОБИ-КУНАЙ — «ЛЕТУЧИЙ КУНАЙ»
Изначально кунай (119) — это один из кайки — воровских инструментов ниндзя. Однако под названием «летучий кунай» он фигурирует и в списке токи. К кольцу «летучего куная», небольшого по длине — 25–30 см, крепилась длинная и прочная веревка. Воткнув его броском на подходящей высоте, например, в деревянную балку башни, ниндзя взбирался по веревке в нужное место.
ТЭККО-КАГИ (СЮКО) — «РУКА-КРЮК», ТЭКАГИ — «РУКА-КРЮК»
Если вам довелось посмотреть художественный фильм «Месть ниндзя», вы наверняка помните, как герой Косу-ги Сё взбирался на стену небоскреба с помощью пластин с железными когтями, надетых на руки. Такие «лапы» ниндзя и называли «тэкко-каги», «тэкаги» или «сюко».
Существуют две разновидности тэкаги (рис. 120).
В одной когти крепились со стороны ладони, в другой — с тыльной стороны кисти, но в обоих случаях основой служил браслет из толстой железной полосы, в который продевалась ладонь. При подъеме и спуске по вертикальной поверхности когти вонзались в щели кладки или в дерево. Тэкко-каги с особым изгибом зубьев использовали также для самоподвешивания на потолочной балке (рис. 121).
АСИКО — «НОЖНЫЕ КОГТИ»
Асико — это ножной вариант тэкко-каги. Они представляли собой металлические пластины с шипами. Асико в сочетании с тэкко-каги позволяли ниндзя подниматься по стенам, расположенным под углом друг к другу, упираясь ногами и руками в две соседние стены.
Другая техника использовалась для лазания по дереву. При этом ниндзя плотно обхватывал ствол руками и ногами.
ТЭППАСИ — «МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ХАСИ[15]»
Металлические гвозди, по форме напоминающие хаси — палочки для еды, длиной около 15 см, заточенные с одной стороны, с отверстием для пропускания веревки с другой, использовались ниндзя для вбивания в щели между камнями, чтобы служить подножкой при подъеме на скалу или стену. Обычно «невидимки» попользовали комплект из 12 тэппаси — не очень тяжело, но вполне достаточно для обыденных нужд.
УТИКАГИ — «КОВАНЫЙ КРЮК»
В некоторых школах нин-дзюцу так называлась длинная жердь с крюком на конце, подвесив которую на стене или ветке, можно без особых проблем влезть наверх.
СИНОБИ-КУМАДЭ — «ШПИОНСКАЯ МЕДВЕЖЬЯ ЛАПА»
Синоби-кумадэ по своему использованию в целом напоминает предыдущее приспособление, но его технологическое исполнение гораздо сложнее. «Медвежья лапа» изготавливалась из отдельных обрезков бамбука длиной в 25–30 см с высверленной сердцевиной. Внутри обрезков пропускалась веревка с крюком на одном конце. Ослабив веревку, синоби-кумадэ можно было легко сложить в небольшую вязанку бамбуковых обрезков, а натянув ее — превратить в длинный шест с крюком на конце, чтобы подвесить на стене и вскарабкаться на нее. В некоторых вариантах были предусмотрены и поперечные перекладины, делавшие подъем на стену вовсе пустяковым делом. По внешнему виду такая конструкция напоминает «летучую лестницу» тоби-басиго, о которой речь пойдет далее. Кроме того, некоторые авторы упоминают синоби-кумадэ телескопической конструкции (рис. 124).
Впрочем, японские историки со скепсисом относятся к синоби-кумадэ, считая это приспособление чисто кабинетным изобретением, хотя неразборные варианты «медвежьей лапы» японскими воинами использовались несомненно и не только для подъема на стены, но и для взятия на абордаж в морском бою (рис. 125).
При необходимости «грабли» типа синоби-кумадэ или жерди с крюками могли быть эффективно использованы как оружие ближнего боя. Ими ниндзя мог запросто изуродовать своего противника, «слегка поцарапав» зубьями по лицу, распороть бедренную артерию или живот.
СИНОБИ-ДЗУЭ — «ШПИОНСКАЯ ТРОСТЬ»
Трость синоби-дзуэ (рис. 126) представляла собой бамбуковый шест длиной в 120–150 см с металлическим заостренным набалдашником (исидзуки) в нижней части, с прочным стальным крюком на другом конце и 4–5—ю веревочными петлями. Перебираясь через ограду, ниндзя мог приставить синоби-дзуэ к стене или повесить ее за крюк и легко подняться вверх, используя тело трости и веревочные петли.
МУСУБИ-БАСИГО — «ВЯЗАНАЯ ЛЕСТНИЦА»
Мусуби-басиго (рис. 127) — простейший и вполне привычный нам вариант лестницы. При ее изготовлении к двум длинным бамбуковым жердям веревочной вязью крепятся перекладины длиной в 25–30 см из того же материала. Единственная особенность шпионского варианта — соломенная обертка жердей по обоим концам, предотвращающая их скольжение и гасящая звуки при приставлении лестницы к стене и ее трении при подъеме.
Конструкция лестницы мусуби-басиго столь проста, что ее можно изготовить за очень короткий промежуток времени из подручных материалов. Но известны и специальные разборные варианты мусуби-басиго, в которых используются две длинные жерди с прикрепленными к ним металлическими скобами, в которые просовываются перекладины.
ТОБИ-БАСИГО — «ЛЕТУЧАЯ ЛЕСТНИЦА»
В этой разновидности лестницы к одной бамбуковой жерди привязывается несколько бамбуковых же перекладин, а верхний и нижний концы обматываются соломой (рис. 128). Эту лестницу также можно изготовить очень быстро.
КУМО-БАСИГО — «ОБЛАЧНАЯ ЛЕСТНИЦА»
Кумо-басиго использовалась, если длины мусуби-басиго не хватало для подъема на нужную высоту. В этом случае к мусуби-басиго сверху привязывалась тоби-басиго, увеличивая общую длину конструкции почти в два раза (рис. 129).
МАКИ-БАСИГО — «СМАТЫВАЮЩАЯСЯ ЛЕСТНИЦА»
Такая разновидность лестницы несомненно известна читателю, например, по романам Александра Дюма. Именно по таким веревочным лестницам французские ловеласы лазили на свидания к своим возлюбленным или удирали от них в случае возвращения мужа.
Маки-басиго представляет собой две параллельные веревки с крюками на концах с привязанными бамбуковыми перекладинами (рис. 130).
Такая конструкция легко позволяет превратить довольно длинную лестницу в небольшой сверток.
Более сложный вариант маки-басиго собирался из равных по длине обрезков бамбука с высверленными перегородками, сквозь которые пропускалась веревка.
НАВА-БАСИГО — «ВЕРЕВОЧНАЯ ЛЕСТНИЦА»
Это разновидность предыдущей лестницы, отличающаяся тем, что к концам ее перекладин прикреплены небольшие острые штыри, свободно вращающиеся на веревочных петлях и позволяющие зафиксировать лестницу в щелях между камнями и тем самым предотвратить ее раскачивание на ветру (рис. 131). Отсюда другое название этой лестницы: «каги-басиго» — «лестница с крюками». Такие варианты применялись при подъемах на особенно высокие кручи, главным образом, в горах.
КУМО-БАСИГО — «ЛЕСТНИЦА-ПАУК»
Из источников известен и иной вариант одноименной лестницы кумо-басиго, не имеющий, впрочем, ничего общего со своим предыдущим однофамильцем (рис. 132).
Этот вариант кумо-басиго представлял собой связку расходящихся в разные стороны, словно лучи солнца или лапки паука, веревок с крюками. Крюки зацепляли за ветки и стволы деревьев, и ниндзя легко перебирал по лесному массиву на большой высоте, оставаясь скрытым в листве и хвое и не оставляя следов на земле.
ТАКА-БАСИГО — «ВЫСОТНАЯ ЛЕСТНИЦА»
Описания этой лестницы в работах современных японских историков мне найти не удалось, но, судя по иллюстрации из старинного наставления по нин-дзюцу, приводимой Хацуми Масааки в книге «Ninjutsu history and tradition», такую лестницу использовали в качестве моста, наводимого через широкие пропасти. Для предотвращения раскачивания лестницы на ветру ее середину поддерживали при помощи веревки с крюком (рис. 133).
Различные варианты лестниц показаны также на рисунках 134–135.
КАСЯ — «РОЛИК»
Ролик кася (рис. 136) в сочетании с длинной веревкой позволял ниндзя в мгновение ока пересекать большие открытые пространства, быстро перемещать с места на место снаряжение и иные грузы. Нередко такие «тарзанки» устраивались загодя для обеспечения отрыва от погони в случае провала операции. Для этого веревку одним концом крепили на высоте, другим на земле, чтобы обеспечить ей переменной длины цуги-басиго, справа — опускаемая на веревках гансэки-басиго пологий уклон. Если под рукой не было ролика, можно было воспользоваться обычной ременной петлей, специально обработанной для скользкости.
НАГАДЗЁ — «ДЛИННЫЙ ПОДЪЕМНИК»
Так назывался прочный мешок, который использовали для подъема и спуска людей или снаряжения. Нечто подобное в настоящее время используют пожарные.
ИППОН СУГИ-НОБОРИ — «ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ЛАЗАНИЯ ПО ДЕРЕВУ СУГИ»
При лазании по гладким стволам деревьев и колоннам ниндзя использовали «приспособление для лазания по дереву сути» (рис. 137). Сути, или криптомерия, это высокое хвойное дерево, у которого ветви начинаются довольно высоко.
Иппон суги-нобори представлял собой железный брусок круглого сечения с довольно длинными и прочными шипами и веревкой, закрепленной на обоих концах. Ниндзя обвивал веревкой дерево так, чтобы шипы вонзились в дерево с противоположной от него стороны, натягивал веревку, упирался в ствол ногами и отклонялся спиной назад. За счет такой «распорки» он мог висеть на стволе, а быстро перебрасывая иппон суги-нобори вверх и подтягивая ноги, взбираться все выше и выше.
Аналогичную технику подъема на дерево можно использовать и с обычным поясом, или кожаным ремнем.
Суйки — «водное снаряжение»
В подготовке японских воинов издревле немалое место занимало боевое плавание. Во многом развитию плавания способствовало островное положение Японии, а также многочисленные водные преграды — реки, озера, пруды, рвы и т. д., которые приходилось преодолевать воинам во время боевых действий.
Реки как транспортные пути связывали между собой разные части страны. Но они же их и разделяли. Ямагути Масаюки высказывает любопытную мысль, что одним из важных факторов поддержания мира при сёгунате Токугава было запрещение бакуфу строить мосты по своему усмотрению. Ограничив число мостов и установив на всех переправах контрольно-пропускные посты, правительство имело возможность почти абсолютного контроля за передвижениями людей, тем самым препятствуя реализации заговоров. В старинной песне говорится:
До Хаконэ ри,[16] и это расстояние можно проехать на коне,
Но на пути есть непреодолимые глубокие реки…
Конечно, профессиональные воины овладевали самыми разными стилями плавания: в доспехах и без них, на животе, спине, боку или в вертикальном положении для стрельбы из лука из воды, на скорость и дальность и т. д. Но ниндзя предпочитали форсировать водные преграды не вплавь, а с помощью различных плавсредств, и всеми силами старались уберечь свою одежду и снаряжение от намокания. Понять причину несложно, если представить себе лазутчика, пытающегося прокрасться во вражеский замок после купания во рву. Ну, как тут спрячешься от стражи, если за тобой на полу остается мокрый шлейф и отпечатки следов? Да и обычные воины плавать в доспехах (как и сражаться под дождем) не любили: все веревочные и тканные соединения доспехов набухают, и панцирь становится неподъемным, от воды ржавеет холодное оружие, отсыревает порох, портятся ружейные фитили и т. д.
Поэтому в наставлениях по нин-дзюцу весьма большое место занимают плавательные средства, или суйки. Все суйки можно разделить на 7 категорий:
1. плоты (икада);
2. лодки (фунэ);
3. плавательные мешки и жилеты;
4. «водяной паук» (мидзугумо);
5. понтонные мосты (укибаси);
6. вспомогательные плавательные средства (ласты, трубка и т. д.);
7. разведывательно-диверсионные корабли.
ГАМА-ИКАДА — «КАМЫШОВЫЙ ПЛОТИК»
Описание и рисунок этого плавсредства, рассчитанного на одного человека, имеется в «Бансэнсюкай» (рис. 138).
Для изготовления гама-икада нарезали камыш-рогоз, связывали его в толстый сноп, который в нескольких местах перетягивали веревкой. Сквозь сноп для повышения устойчивости и плавучести продевали доски, ветки, бревна, так чтобы они выступали по бокам, словно ножки сколопендры. Перемещались на гама-икада, отталкиваясь от дна длинным бамбуковым шестом, или гребя широкой доской, заменявшей весло (рис. 139).
КАМЭ-ИКАДА — «ПЛОТИК ИЗ КУВШИНОВ»
Камэ-икада изготавливался из нескольких жердей, за которые могли сойти также копья или доски, и различных плавучих предметов вроде кувшинов, деревянных ящиков и т. д. Две жерди помещались параллельно друг другу на расстоянии примерно в 1 метр и соединялись между собой поперечинами, которые надежно фиксировались веревками. К образовавшейся рамке крепились кувшины, настилалась «палуба», и плотик был готов «к употреблению» (рис. 140–142).
КАВАЦУДЗУРА-ИКАДА — «ПЛОТИК ИЗ ЧЕМОДАНОВ»
Да-да, из чемоданов! Правда, старинные японские «чемоданы» несколько отличались от современных. Они представляли собой короба из лощеной кожи довольно большого размера, использовавшиеся для хранения одежды. Как правило, для сооружения плота брали два таких «чемодана». С «чемоданов» снимали крышки. В результате у ниндзя в руках оказывались четыре объемных кожаных ящика. На них устанавливались специальные скобы, которые позволяли очень быстро соединить ящики в подобие четырехугольной лодки-плотика (рис. 143).
УКИКИ — «ПЛАВАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО»
Укики — это обычный деревянный щит. На него можно положить не очень тяжелые вещи, которые ни в коем случае нельзя намочить. Сам ниндзя оставался в воде и плыл, работая ногами и толкая щит перед собой. После высадки можно было установить щит для защиты от пуль и стрел и перевести дух для решающего броска.
СИНОБИ-БУНЭ — «ШПИОНСКАЯ ЛОДКА»
Знаменитая разборная «шпионская лодка» известна не только из источников. Такая лодка по сей день хранится в доме семьи Охара (находится в г. Тоно уезда Кока префектуры Сига).
Она собирается из 12 ящиков, каждый из которых имеет 14 см в длину, 21 см в ширину и 12 см в высоту. Так как лодка собирается из ящиков, ее называют также «хакобунэ» — «лодка из ящиков». Порядок их сборки породил еще одно название: «цугибунэ» — «лодка [из ящиков, расставляемых] один за другим» (рис. 144).
На одном из ящиков, хранящейся в доме Охара лодки, имеется надпись: «Синоби-бунэ, 1 штука. Семья Сасаяма». Считается, что эту лодку придумал более двухсот лет назад знаменитый наставник нин-дзюцу из Кога Охара Кадзума.
В том же доме Охара хранится книга «Кусуноки-рю ка-дзюцу» («Искусство применения огневых средств школы Кусуноки-рю»; датируется 1866 г.), в конце которой помещен рисунок, показывающий применение синоби-бунэ. На рисунке два ниндзя переправляются через реку на «шпионской лодке», по обоим бортам которой установлено по небольшому орудию. Историки очень скептически оценивают возможность такого применения синоби-бунэ, а Ямагути Масаюки считает, что установить два орудия на лодку такой конструкции можно было бы, лишь увеличив ее размер в 5–6 раз.
Не вполне ясен вопрос и о сфере применения синоби-бунэ. Нава Юмио указывает, что «шпионская лодка» — вещь довольно тяжелая, и по-видимому, использовать ее можно только во время крупномасштабных боевых действий, а не как не во время шпионских операций. Впрочем, синобэ-бунэ мог использовать отряд ниндзя. При этом каждый из шпионов нес по одной секции.
ХАСАМИБАКО-БУНЭ — «ЛОДКА ИЗ ХАСАМИБАКО»
Хасамибако — это лакированный дорожный ящик, который японцы носили на конце палки через плечо. Таким образом, хасамибако-бунэ — это лодка, собиравшаяся из лакированных ящиков. Такая лодка описана в «Бансэнсюкай» (рис. 145).
По своей конструкции она походит на кавацудзура-икада и синоби-бунэ.[17] При этом жердь для переноски можно использовать как весло или шест для отталкивания от дна.
Иногда ниндзя использовал один-единственный ящик хасамибако. Тогда ему приходилось плыть в воде, сложив в ящик свои скромные пожитки, боящиеся воды. Известны сборные образцы таких ящиков (рис. 146).
УКИТАСУКИ — «ПЛАВУЧИЕ ЛЯМКИ». «КОСИОБИ» — «БЕДРЕННЫЙ ПОЯС»
Ниндзя вкладывали высушенные плоды тыквы-горлянки в длинный узкий тряпичный чехол и завязывали его концы. Получившийся «спасательный жилет» обвязывали вокруг пояса или груди на манер лямок-тасуки, которыми самураи подвязывали куртку, чтобы она не мешала в бою.
УКИИТА — «ПЛАВУЧАЯ ДОСКА»
Еще один вариант «спасательного жилета» — обычная доска. Доски привязывали либо к животу и спине, либо к правому и левому боку.
УКИБУКУРО — «ПЛАВУЧИЙ МЕШОК»
Речь идет о «надувном жилете». Его изготавливали из кожи оленя, обмазанной смолой, надували, охватывали им поясницу и бока и завязывали в кольцо на груди шнуром.
МИДЗУГУМО — «ВОДЯНОЙ ПАУК»
Это, пожалуй, самое загадочное и оригинальное плавсредство в арсенале ниндзя подробно, с указанием размеров, описано в «библии» нин-дзюцу «Бансэнсюкай».
Дошедшие до наших дней образцы мидзугумо (автор видел их и в музее ниндзя-ясики в г. Ига Уэно, и в доме Мотидзуки в г. Конан) выглядят следующим образом: четыре связанные между собой дощечки, вырезанные в форме четверти кольца, соединены между собой в кольцо, в центр которого помещена пятая прямоугольная дощечка с веревочным креплением, как у всем известных «вьетнамок» (рис. 147–148).
Сама конструкция мидзугумо подсказывает, что ниндзя надевали пару таких «пауков» на ноги и шли по воде. Точнее, как объясняют современные западные «знатоки», не шли, а скользили, так как попытка оторвать хотя бы одну ногу оборачивалась недобровольным нырком под воду.
Но… все современные опыты с мидзугумо окончились провалом. Не помогло даже обтягивание «пауков» кожей и обмазывание их маслом. И дело даже не в том, что современные спортсмены-гимнасты, участвовавшие в испытаниях, не знают всех тонкостей обращения с «водяным пауком». Просто подъемной силы такого мини-плотика, изготовленного из дерева, хватает лишь на то, чтобы поддерживать на поверхности предмет не более 2,5 килограмм весом! Ее не достанет даже для того, чтобы человек мог «скользить по илистой, топкой местности, когда вес распределяется на большую поверхность воды, или и травы» — именно такую теорию выдвинули современные западные «знатоки нин-дзюцу», пытающиеся оправдать «водяных пауков» в глазах публики. Увы! Вывод всех японских специалистов однозначен: мидзугумо совершенно непригодны ни для хождения по воде, ни для форсирования болот.
Зачем же автор «Бансэнсюкай» поместил описание мидзугумо в свою книгу? Над этой загадкой историки бьются по сей день. Возможно, Фудзибаяси Ясутакэ лично никогда не проверял эффективность «водяных пауков», возможно, что-то напутал, а может быть, просто пошутил. Впрочем, сама идея складных мини-плотиков-лыж выглядит очень привлекательной.
ТАРЮ МИДЗУГУМО — «ВОДЯНОЙ ПАУК, ЕДВА ДЕРЖАЩИЙ [НА ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ]»
Это еще один вариант мидзугумо, но гораздо более реалистичный. В целом его конструкция ничем не отличается от обычного мидзугумо, но вместо дощечек используются мешочки из промасленной непромокаемой ткани и бумаги, заполненные ватой (рис. 149) или надувные поплавки. Ниндзя передвигался на тарю мидзугумо не стоя, а сидя на центральной площадке, и не шел, а плыл — отсюда и название: «водяной паук, едва держащий [на поверхности воды]» (рис. 150).
Иными словами, тарю мидзугумо — это разновидность спасательного жилета (рис. 151).
УКИБАСИ — «ПЛАВУЧИЙ МОСТ»
В «Нинпидэн» описано несколько видов подвесных мостов, которые можно было устроить неожиданно для противника: укибаси, нагарэхаси, макурахаси и др. Не обо всех из них мы имеем представление, но вот укибаси можно реконструировать, так как и в «Нинпидэн», и в «Бансэнсюкай» имеются его рисунки (рис. 152).
«Плавучий мост» укибаси использовался при внезапном форсировании рва или реки, защищавших вражеский замок. Плавучий мост представлял собой довольно большую прочную веревочную лестницу с дощатыми перекладинами длиной в 1 кэн.[18] Длина «лестницы» подбиралась такой, чтобы она достала до противоположного берега. Ко всем четырем концам канатов крепились стальные крюки, позволявшие надежно закрепить лестницу-мост на берегу. Хороший пловец брал один конец моста, в спринтерском стиле переправлялся на вражеский берег и закреплял укибаси при помощи крюков. После этого мост натягивали, закрепляли на своем берегу, и штурмовые отряды бросались в атаку. Идти по такому мосту можно было только в колонну по одному, да и то очень осторожно, чтобы не свалиться в воду.
МИДЗУКАКИ — «ЛАСТЫ»
Ласты-мидзукаки представляли собой оригинальную модификацию гэта — стандартных японских сандалий с деревянной подошвой и веревочным креплением, продеваемым между пальцев, как у «вьетнамок». Если у обычных гэта к днищу крепились деревянные колодки-платформы, то у мидзукаки колодки заменены на одну широкую доску, напоминающую по форме современные ласты и установленную не перпендикулярно, а под острым углом (рис. 153–154).
Такие «ласты» позволяли развивать приличную скорость и отрываться от преследователей. Часто их использовали в сочетании с различными видами спасательных жилетов: тарю мидзугумо, укитасуки, укибукуро и др.
ТАРУ-ИКАДА — «ПЛОТЫ-БОЧОНКИ»
Некоторые авторы помещают в число суйки и тару-икада — деревянные бочонки или глиняные горшки диаметром в 25–30 см, высотой до колен. Надев два таких «поплавка» (по одному на каждую ногу), ниндзя якобы мог передвигаться по воде с помощью длинного шеста или весла. Чтобы внутрь бочонков не попадала вода, вокруг ног для закупорки горловины обматывали пук соломы (рис. 155).
Понятно, что такой способ передвижения сравним разве что с цирковыми трюками. Поэтому вряд ли можно воспринимать его всерьез. Если ниндзя когда-либо и пользовались тару-икада, то, вероятно, только для того, чтобы заставить врагов поверить в свои чудесные возможности, создав иллюзию ходьбы «по морю, аки по суху».
УКИДАРУ — «ПЛАВУЧИЙ БОЧОНОК». УКИГУСА — «ПЛАВУЧАЯ ТРАВА»
Укидару, или укигуса, — это обычный японский фонарь цилиндрической формы из промасленной бумаги, натянутой на легкий костяной или бамбуковый каркас. С одной стороны в цилиндре было сделано отверстие, наглухо закрывавшееся заслонкой. Через него внутрь вставляли свечу. Такой фонарь ни у кого не мог вызвать подозрения, но ниндзя в случае необходимости моментально превращал его в неплохое плавсредство. Для этого было нужно лишь погасить свечу, закрыть заслонку и опустить цилиндр в воду. Прижимая его к груди руками, или зажав между ног, «невидимка» обретал дополнительную опору в воде. Обвязав фонарь укидару веревкой, его превращали в транспортный буй, причем груз можно было скрыть на веревке под водой. Легкий же груз, например донесения, прятали внутри поплавка. Укидару использовали также в качестве маяка, закрепленного на якоре в нужном месте.
МИДЗУДЗУЦУ — «ВОДЯНАЯ ТРУБКА»
С некоторой натяжкой к суйки можно отнести и дыхательную водолазную трубку мидзудзуцу (или такэдзуцу — «бамбуковая трубка»), позволявшую ниндзя прятаться от врага под водой, часами не поднимаясь на поверхность.
Ничего особенного в мидзудзуцу не было — обычная бамбуковая трубочка с удаленными перегородками длиной около 60 см (рис. 156).
Ниндзя ложился на дно водоема спиной, зажав ногами какой-нибудь камень. Один конец трубки, придерживая рукой и одновременно зажимая нос, чтобы в него не попадала вода, вставлял себе в рот, другой высовывал на несколько миллиметров над поверхностью воды и лежал себе преспокойно, пока врагам не надоедало его искать. С помощью мидзудзуцу также ходили по дну и плавали, залепив ноздри воском (рис. 157–158).
Мидзудзуцу нередко маскировали под какие-нибудь казавшиеся совершенно безобидными бытовые предметы, например, курительную трубку с длинным прямым чубуком или флейту. В случае крайней необходимости трубки можно было использовать ножны от меча с ченным наконечником.
СИНОБИ-КАЙ — «ПОТАЙНОЕ ВЕСЛО»
Весло синоби-кай представляло собой складной ковый веер, который можно было втянуть внутрь ковой трубки при помощи веревки (рис. 159).
КАНСЯ
Неширокие водоемы «невидимки» преодолевали в считанные мгновения при помощи «канся» — веревки, заранее натянутой между двумя берегами таким образом, чтобы она была полностью скрыта водой. Спасаясь от погони, ниндзя нырял в воду в известном ему месте, хватался под водой за веревку и, перебирая по ней руками, молниеносно вытягивал себя на другой берег. Такая простенькая уловка давала колоссальный выигрыш времени и экономила массу сил. Если преследователи находили конец веревки на своей стороне, они все равно ничего не могли поделать. Не помогало даже перерезание веревки: шпион все равно ускользал от них, ведь канся оставалась привязанной с другой стороны. Аналогичное приспособление позволяло ниндзя в мгновение ока соскальзывать со стены замка прямо в глубокий ров с водой и больше не показываться на поверхности. Пока враги гадали, утонул он или нет, ниндзя с помощью веревки, закрепленной на дне, вылезал где-нибудь в укромном местечке и «делал ноги».
Кайки — «приспособления для открывания»
Во многих старинных источниках слово «синоби», обозначавшее в средневековье шпионов и разведчиков, записано иероглифами, имеющими стандартное прочтение «сэтто» и значения «вор», «кража». Действительно, у нин-дзюцу немало общего с воровским ремеслом. Так же как профессиональные воры и взломщики, ниндзя должны были проникать в охраняемые помещения, вскрывать двери комнат и сейфов, взламывать замки и т. д. Разница была лишь в целях: если воры делали это для наживы, то «невидимки» для завладения секретными документами, убийства военных и политических деятелей. Впрочем, порой оказывалось, что от ниндзя до разбойника и наоборот всего один шаг. И нет ничего странного в том, что в период Токугава, когда многие ниндзя лишились работы, они занялись тривиальным грабежом и бандитизмом.
Как бы то ни было, кайки (рис. 160) — специальные инструменты для вскрытия дверей и взлома замков — занимают большое место в таких памятниках нин-дзюцу как «Нинпидэн» и «Бансэнсюкай».
ОО-СИКОРО — «БОЛЬШАЯ ПИЛА»
Оо-сикоро — большая пила (различные виды шпионских пил показаны на рис. 161–162), напоминающая по форме лист дерева, с острием и двумя лезвиями.
Изготавливалась из высококачественного железа. По форме «шпионская пила» напоминает заостренный лист дерева. Такая форма дает несколько преимуществ. Во-первых, такой пилой можно легко надрезать и распилить практически любую деревянную плоскую поверхность: стену дома, кладовой, забор, ворота, раздвижные деревянные ставни (амадо) и т. д. (рис. 163).
Во-вторых, ею можно проделать такое отверстие, чтобы с одной стороны оно было очень маленьким и незаметным, а с другой достаточно широким, благодаря чему ниндзя мог с комфортом рассматривать происходящее в комнате, где собрались враги. В наставлениях по нин-дзюцу приводятся самые различные размеры оо-сикоро. Согласно «Нинпидэн», длина пилы оо-сикоро должна быть около 37 см, ширина полотна около 6 см, длина рукояти около 37 см.
НАКА-СИКОРО — «СРЕДНЯЯ ПИЛА»
Полотно этой пилы, в отличие от предыдущей, было почти идеально круглым. Общая длина нака-сикоро около 25 см. Она позволяла легко прорезать небольшое отверстие в деревянных раздвижных ставнях (амадо) или дверях (хикидо) японского дома, после чего в них можно было выпилить нужный кусок.
КО-СИКОРО — «МАЛАЯ ПИЛА»
Это самый малый вариант шпионской пилы. Полотно ко-сикоро имеет длину около 15 см, максимальная ширина — 3 см, кончик сильно заострен. Рукоятка для облегчения надежного хвата обматывалась бумажным шпагатом или волокном глицинии. Лезвие ко-сикоро изготавливалось чрезвычайно тонким из стали высшего качества. Благодаря этому сохранившиеся образцы позволяют перепилить даже стальные прутья тюремной решетки (при этом пилу для избежания перегрева нужно периодически окунать в воду). Небольшие размеры ко-сикоро позволяют ее легко спрятать в левом внутреннем кармане куртки, во внутреннем кармане, скрытом за спинной дощечкой (ко-сиита) ига-бакамы или в обмотках-кяхан. Нава Юмио утверждает, что ниндзя иногда носили с собой по 4–5 таких пилок и использовали их для перерезания не только веревок и решеток, но и артерий врага в рукопашной схватке.
Разновидностью ко-сикоро можно назвать и пилку ядзири с толстым полотном, применявшуюся для перепиливания решеток (рис. 164).
ОО-КУНАЙ — «БОЛЬШОЙ КУНАЙ», КО-КУНАЙ — «МАЛЫЙ КУНАЙ»
Кунай (рис. 165) — один из лучших «помощников» ниндзя в деле взлома чужой «квартиры». Изначальное назначение куная — замена «саперной лопатки» для подкопа, для разрушения глиняной стены амбара с каркасом из прутьев внутри. Кроме этого его можно использовать как зубило для высекания огня ударом по кремню, в качестве короткого клинка в рукопашном бою и для метания по противнику.
Согласно секретным наставлениям нин-дзюцу, большой кунай имеет общую длину 67 см, а малый — 32 см (из них лезвие — 24 см, а рукоять — 8 см). Существовали кунай и меньшие по размеру, от 20 до 30 см. Они использовались, например, в качестве токи (см. тоби-кунай) или для крепления «плавучего моста» укибаси и т. д. Интересно, что во время второй мировой войны одно из подразделений японских сухопутных войск, по свидетельству Навы Юмио, с успехом пользовалось кунаями в рукопашных схватках.
СИНОБИ-ГАМА — «ШПИОНСКИЙ СЕРП»
Синоби-гама — замечательное подспорье при проникновении во вражеские замки или укрепленные лагеря. Этим серпом можно легко перерезать веревки заграждений, ловушек, нити, прикрепленные к сигнальным трещеткам, срубить мешающие ветки кустов и деревьев.
Вообще в таком использовании «шпионского серпа» не было ничего необычного. Дело в том, что подобные серпы крестьяне из горных селений центральных районов острова Хонсю применяли отнюдь не для уборки урожая зерновых, так как их основными занятиями были охота и заготовка леса, а для того, чтобы прорубать себе дорогу в зарослях.
«Шпионский серп» относится к такой разновидности серпа как «натагама» — «серп-топорик». Его стальное лезвие длиной около 15 см было слегка изогнутым, довольно широким и затачивалось только с той стороны, которая обращена внутрь. Оно вбивалось под небольшим углом в рукоять длиной 27–30 см, изготовленную из прочнейшего красного дуба. На торец рукояти для усиления крепилось железное кольцо. Самым слабым местом этого инструмента было соединение лезвия с ручкой. Поэтому иногда его дополнительно укрепляли, обматывая тонкой, прочной веревкой или кожаным шнуром.
Вообще серпы и косы, отличающиеся друг от друга длиной рукоятки, размером и степенью кривизны лезвия, способами его прикрепления к древку издревле использовались японскими воинами (рис. 166).
Наиболее широкое распространение они получили во флоте, где их применяли в качестве багров для подтягивания вражеских лодок при абордаже и для обрубания морских водорослей, затруднявших ход суденышек на мелководье.
Хотя в «Бансэнсюкай» синоби-гама помещена в раздел «Кайки», ниндзя широко использовали такие серпы и в качестве оружия. Этому способствовали относительно небольшие размеры «шпионского серпа», который можно легко спрятать под одеждой.
Согласно некоторым источникам, ниндзя использовали и другой вид серпа, называвшийся «оо-гама» — «большой серп». Скорее, это был даже не серп, а своеобразная мини-коса с длиной рукояти до 120 см! Оо-гамой можно было буквально косить ноги людей и лошадей, обезглавливать всадников, отклонять уколы копий и удары мечей.
Иногда в нижней части рукояти камы для защиты руки делалась своеобразная гарда, по виду напоминающая кастет с широким лезвием.
Изредка «воины ночи» использовали пару серпов — две ната-гамы или ната-гаму в сочетании с оо-гамой, но такое использование кама более характерно для Окинавы.
Вообще боевой серп — оружие страшное. Одно слово — «коса смерти». Серпом можно запросто отрубить руку или отсечь голову, подсекать и рубить, резать и колоть, захватывать и вспарывать, орудовать как дубинкой. По вариативности техники кама мало в чем уступает мечу или алебарде, а может быть, и превосходит их. Основными мишенями для атак камой, проводимых с неожиданных углов, являются кисти рук, локтевые и коленные сгибы, шея, лицо, спина и бока туловища. Серпом удобно отводить удары любыми видами холодного оружия. Его можно даже метать в цель на приличное расстояние.
ТОИКАКИ
Тоикаки (рис. 167) — это большой серп, использовавшийся для прорезания разного рода оград при проникновении во вражеский замок или лагерь. Тоикаки имеет зубчатое, пилообразное лезвие размером около 26 см и ручку длиной около 33 см. На торец рукояти для укрепления насажено железное кольцо шириной в 6 мм и диаметром в 3 см.
ТЭППА — «МЕТАЛЛИЧЕСКОЕ ЛЕЗВИЕ»
Тэппа — это специальный топорик, изготовленный из первоклассной стали (рис. 168).
Благодаря этому тэппа может заменить меч в рукопашной схватке. Этот топорик имеет рукоять длиной около 24 см, на торец которой насажено железное кольцо шириной 6 мм и диаметром 3 см. Лезвие тэппа — от 17 до 24 см длиной при ширине 9 см. Топорик ниндзя носили в специальных ножнах, заткнутым за пояс с левой стороны.
МОКУТАТИ — «ДЕРЕВЯННЫЙ МЕЧ»
Мокутати отличается от тэппа только тем, что на конец его рукояти надет заостренный набалдашник (исидзуки).
ЦУБО-КИРИ — «СВЕРЛО [ДЛЯ ВЫРЕЗАНИЯ ДЫРЫ РАЗМЕРОМ В] ЦУБО"»
Цельнометаллическое сверло цубо-кири по форме напоминает двузубую вилку, только у него в конце рукояти проделано широкое отверстие, через которое продевается поперечный рычаг-рукоять (рис. 169).
Взявшись за рукоять обеими руками и вращая сверло по кругу, в дощатой двери или в раздвижных ставнях (амадо) ниндзя мог прорезать дыру, достаточную, чтобы просунуть в нее руку и отодвинуть задвижку. Различались оо-цубо-кири — «большое цубо-кири» и ко-цубо-кири — «малое цубо-кири».
САМПО-КИРИ — «ТРЕУГОЛЬНОЕ СВЕРЛО». СИХО-КИРИ — «ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНОЕ СВЕРЛО». СУРИ-КИРИ — «ПРОТИРАЮЩЕЕ СВЕРЛО». ОО-КИРИ — «БОЛЬШОЕ СВЕРЛО»
Эти «сверла» могли быть самых разных размеров. Они использовались для того, чтобы проделать крохотное отверстие, через которое можно было бы подглядывать за происходящим внутри помещения. В одном из секретных наставлений ниндзя описан образец такого кири с длиной рукояти в 24 см и клинка в 36 см, хотя зачем были нужны столь гигантские размеры не вполне ясно (рис. 170–171).
НОМИ — «ДОЛОТО». ОРИТАТАМИ-НОМИ — «СКЛАДНОЕ ДОЛОТО». ХАСАКИ — «КОНЧИК ЛЕЗВИЯ»
Все эти инструменты использовались ниндзя для того, чтобы выковырнуть замок или гвоздь, утопленные в доску или деревянный столб. Иногда долото могло складываться пополам, благодаря шарнирному соединению двух частей. Номи имели рабочую кромку длиной от 6 мм до 3 см (рис. 172).
КУРОРО-КАКИ
Это специальный инструмент для вскрытия воротных и амбарных задвижек (рис. 173).
Куроро-каки по размерам могли быть самыми разными, длинными и короткими, толстыми и тонкими. В «Нинпидэн» описан образец куроро-каки с рукоятью из дерева кипариса длиной 15 см с отверстием в нижней части, через которое пропущен шнур длиной 21 см. Железная часть куроро-каки согнута под прямым углом пополам, имеет толщину 4,5 мм, ширину 6 см и общую длину 36,5 см. Подобные инструменты использовали японские плотники. Куроро-каки просовывали в щель и поддевали задвижку снизу.
САКУ
Саку представляет собой длинный заостренный прут круглого сечения из каленого железа, насаженный на деревянную рукоять (рис. 174).
Ниндзя пользовались им для того, чтобы отжать язычок замка или снять дверь с петли. Длина саку могла быть самой разной.
САГУРИ-ГАНЭ. НОБЭ-КАКИ. ХА-КАКИ
Все это различные виды отмычек, использовавшиеся не только ниндзя, но и обычными ворами и грабителями. В старину они позволяли без проблем вскрыть практически любой замок.
КИНГЮБО — «КАМЕРА ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА»
Так ниндзя окрестили толстый отточенный кинжал, служивший ломиком при взломе дверей.
ХАСАМИ — «НОЖНИЦЫ»
Шпионские ножницы напоминают ножницы для перерезания колючей проволоки времен второй мировой войны. Они изготавливались из высококачественной стали длиной около 18–20 см и применялись для перерезания прутьев деревянных и бамбуковых заграждений (рис. 175)
РЁТО-КАНАДЗУТИ — «ДВОЙНОЙ МОЛОТ»
Речь идет об обычном, всем известном молотке, которым ниндзя при случае, не утруждая себя подбором отмычки, могли высадить любую дверь или ставню.
Отредактировано Okita_Sougo (2012-10-26 10:48:53)